Коммерческий брак или «Лишь бы уехать»

Коммерческий брак или «Лишь бы уехать»

Разговор о фиктивном или деловом браке хочется начать с такого вот объявления из раздела «услуги», взятого на неком израильском сайте: «Предлагаю фиктивный брак порядочной девушке, желающей получить израильское гражданство. Цена: 10000 $».  Объявление вполне актуально – сотни россиянок, украинок, молдаванок и прочих искательниц приключений надеются благополучно устроить жизнь на Святой Земле. Фиктивно или по расчету – они находят себе спутника жизни. Многие и не подозревают, что, не имея официального статуса в Израиле, знания иврита и профессии, они обрекают себя на полную зависимость от супруга и другие сложности…

Конечно, если пару объединяет любовь и желание строить семью, то все может сложиться благополучно. Но не об этих редких счастливчиках сегодня речь. Редких, потому что разница в сложившихся подходах к жизни рано или поздно дает о себе знать и множество браков распадается. Недавно в откровенном разговоре знакомая москвичка, расставшаяся с мужем -израильтянином, перечисляла многочисленные обстоятельства их развода. «И вообще, в детстве мы смотрели разные мультики!», - подытожила она.

Как правило, о любви в поисках мужа-иностранца нет и речи, в один голос говорят брачные агенты. Девушки выходят замуж за страну. По статистике, уже в первый год 2/3 таких союзов заканчиваются разводами и сопутствующими проблемами. Хотя, побуждения тех, кто приезжают из Молдовы, Украины и других стран понятны: заставляет тяжелая экономическая ситуация на родине.

И все же трудно приходится тем, кто выходит замуж по расчету. Новизна ощущений проходит и приходится жить с человеком, который может быть даже неприятен, особенно, если супруг намного старше… Движущим фактором такого союза становится желание спокойной и безбедной жизни. Стоит признать, что местные мужчины прекрасно ухаживают, чудесно относятся к детям, мечтают о них. В Израиле, действительно, культ детей! Но проблемы «смешанных» браков от этого не уменьшаются.

Итак, многие невесты из-за границы готовы выйти за любого, лишь бы уехать. Все они просто уверены, что за границей решатся все проблемы. Хотя не нужно быть практикующим психологом, чтобы сказать: если мы не решаем свои проблемы дома, мы их берем с собой, в том числе и в новую жизнь за рубежом. А там – свои законы, свои правила.

Для примера, в Израиле для женщин-иммигранток есть немало ограничений, и строятся они на том, что Израиль не является государством иммиграции. А это значит, что человек, не рожденный от граждан Израиля и не ставший гражданином по рождению, может получить гражданство только в двух случаях.

Основным является Закон о возвращении - закон, провозглашающий право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль. Данный закон стимулирует возвращение евреев из стран рассеяния. Закон о возвращении, принятый в 1950 г., является правовой основой для предоставления израильского гражданства. Каждый еврей, прибывший в страну на основании Закона о возвращении, автоматически получает статус гражданина. Паспорт выдается ему прямо в аэропорту, в специальном зале.

Стоит заметить, что закон о возвращении не распространяется на тех, кто так или иначе вредит еврейскому народу, представляет угрозу общественному порядку и безопасности страны. Не получит гражданство и тот, кто совершил преступление за границей и бежит от правосудия.

Но вернемся к деловому замужеству. На основании брака с гражданином или гражданкой Израиля натурализоваться можно. На это Закон о гражданстве от 1952 г. Такая процедура предусматривает предоставление временного статуса проверки подлинности супружеских отношений. Если выяснится, что брак определен как фиктивный, тогда супругу-иностранцу грозит возвращение на родину в одиночестве.

Таким образом, любая ситуация, не соответствующая двум указанным случаям: когда супруг не имеет права на возвращение или не является женой/мужем гражданина Израиля, не дает права на какой-либо легальный статус для проживания в стране.

Кстати, если женщина в течение первых пяти лет разойдется с мужем-израильтянином, то она окажется без официального статуса в Израиле и будет подлежать депортации из Израиля. К моменту развода у такой женщины на руках часто оказывается маленький ребенок, бывает, что не один. После возвращения «с чемоданами, к маме» она будет вынуждена в одиночку воспитывать детей, которые являются гражданами Израиля, не претендуя на чью-либо помощь. Приходится признать, что социальная защита женщин без официального статуса в Израиле несовершенна. А не так давно для женщин без официального статуса, пострадавших от насилия, срок пребывания в убежище сократился до 1 месяца.

Обратимся к процедуре проверки на предмет фиктивности брака. Во-первых, наличие свидетельства о браке не дает автоматической гарантии получения статуса на жительство. А вот на основании инструкций МВД Израиля супруги обязаны предоставить визовому отделу доказательства подлинности своих отношений. И не в режиме «им нужно, вот пусть и доказывают», а совсем наоборот. Супруги несут в визовый отдел все - от совместных фотографий до свидетельства о рождении общих детей. Однако следует отметить, что любые доказательства могут подвергаться сомнению и проверке.

Своим опытом делится израильский адвокат, специалист по семейному праву: «Недавно, представляя интересы молодой пары, я предоставил чиновнице визового отдела множество фотографий, где мои клиенты были сняты вместе. К своему удивлению я услышал в ответ, что клиенты могли кого-нибудь попросить сфотографировать их вместе. Пришлось мне предоставить вдогонку к фото ряд свидетельских показаний, письма, СМС супругов и только все это вкупе убедило чиновницу. Статус был подтвержден – брак признали настоящим».

Но порой и этого оказывается мало из-за того, что все вышеперечисленные доказательства покажутся сфабрикованными. На этот случай у визовой службы есть самое мощное оружие – личное собеседование. Выглядит оно довольно драматично. Сначала визовый чиновник беседует отдельно с одним из супругов наедине и задает ему множество каверзных вопросов, а ответы записывает в отдельный протокол.

Затем разговор продолжается с другим супругом и его показания также протоколируются. В итоге показания супругов сверяются на предмет противоречий. Если они есть – чиновник делает вывод, что связь между супругами не настоящая, а брак фиктивный.

Кроме того, визовый отдел МВД может направить супругов для прохождения дополнительной проверки документов на предмет их подлинности. В том числе перепроверяются еврейские корни супруга-гражданина Израиля. И только после прохождения всех интервью и получения положительных заключений от всех организаций, МВД предоставит супругу визу А5 (временное удостоверение личности) сроком на год.

В дальнейшем, если все будет идти гладко - супруги успешно пройдут проверки и супружеская связь не прервется, заявитель должен один раз в год продлевать временное удостоверение личности. И только по истечении 4 лет проживания в статусе «А 5», он может подать просьбу о предоставлении ему израильского гражданства.

В общем, фиктивный брак – явление хоть и частое, но весьма противоречивое и опасное. И законодательно, по всей вероятности, признание такого брака будет все больше ужесточаться. Хотя, пока есть миграция из зарубежных стран, пока «здесь» живется лучше, чем «там», такие браки будут заключаться.

15.12.2014

Светлана Рыбочкина

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет