На поддержку кино государство тратит меньше бюджета одного голливудского фильма
То, что не все фильмы с государственной финансовой поддержкой окупаются в прокате – практика абсолютно нормальная, потому, что из десяти крупнобюджетных голливудских картин собирает деньги одна, а девять остаются убыточными.
Перенос релизов как средство конкуренции российского кино с зарубежным – никуда не годится. «Задвигание» зарубежных картин, например, на новогодние праздники, якобы, в пользу отечественных имеет один отрицательный эффект: кинопрокат – бизнес очень рискованный, и потерять зрителя очень легко. Перестановки премьер в конечном итоге приводят к падению посещаемости. Когда в прокат вышла действительно хорошая картина «Движение вверх», которая собрала 3 миллиарда, почему-то замалчивалось, что в этот период общая посещаемость кинотеатров упала. Мы уже переживали период, когда прокат рухнул, зрители ушли, и потом с огромным усилием их пришлось возвращать, кстати, именно голливудскими фильмами.
Надо понимать, что Голливуд работает на планету, российский кинематограф работает на отечественную аудиторию. Те деньги, которые наше государство вкладывает в производство кино меньше бюджета одного голливудского фильма. Если мы начнем на этой – финансовой аудитории конкурировать (не на территории художественного качества, которая не зависит от бюджета, а от творческого вдохновения – в этом мы конкурентоспособны), надо понимать, что бюджеты и аудитория несопоставимы. Да никто и не требует такой конкуренции. Если российское кино хочет обращаться к планетарному зрителю, то наши сценаристы, актеры и режиссеры уже делают голливудские картины и участвуют в них. Да и вообще, Голливуд создавали евреи из Одессы. Таким образом, если наш кинематограф хочет обращаться ко всему миру, то надо делать фильмы на языке международного общения и стараться их распространять более широко.
У нас есть неожиданно возникшая великая кинематография – якутская, которая делает картины на своём языке для своей аудитории, которая окупается у себя в Якутии и имеет большой международный фестивальный успех.
Спрогнозировать, будет фильм кассовым или нет, невозможно. Этого не может сделать даже Голливуд, в котором всё просчитано. Порой очень неожиданные картины, о которых никто не думал, что они будут кассовыми, выстреливают в прокате, а высокобюджетные не окупаются. Да и когда у нас говорят «провалился в прокате», непонятно, о чем речь. Что считать провалом – 5 зрителей, 500 зрителей, 5000 или 5 миллионов?
Государственные деньги и должны тратиться на фильмы, которые денег не приносят. Коммерческими проектами должен заниматься частный капитал, а государство должно заботиться о дебютах, о молодых режиссерах, об экспериментальных лентах. Ни в коем случае коммерческий успех картины не может считаться критерием успешного вложения бюджетных средств. Государство вкладывает деньги не для того, чтобы получить их обратно, а чтобы получить скорее политический и международный эффект. Для картин, сделанных по госзаказу, требования идеологического плана имеют более весомое значение.
05.12.2019
Комментарии