Надо защищать не чувства, святыни: гражданские, национальные и исторические…

Надо защищать не чувства, святыни: гражданские, национальные и исторические…

Законопроекта о «защите религиозных чувств» просто нет, депутатами предлагается проект поправок в разные правовые акты.

С одной стороны, что касается содержания новой статьи в Уголовный Кодекс, я думаю, что все-таки слово «чувства» надо оттуда убрать. По той причине, что это субъективная вещь.

Никто не может проверить, оскорблены мои чувства или нет. Поскольку в законе не сказано, что истцом могут быть лишь религиозные организации, то для суда будут значимыми голоса тех граждан, что считают себя оскорбленными. И поэтому суд превращается в заложника тех, кто предъявляет свою «оскорбленность».

Надо защищать не чувства, надо защищать храмы, святыни и символы. Поэтому, с другой стороны, я за то, чтобы Дума расширила поправки, распространив их на святыни гражданские, национальные и исторические…

19.04.2013

Андрей Кураев

 в избранное

Позднее об этом

  • Лишних мер при охране веры и места богослужений быть не может 114 комментариев Лишних мер при охране веры и места богослужений быть не может

    Да, я скажу, что закон о защите религий нужен. Конечно же, он нуждается в  доработке. Я видел, распечатку содержания того закона, который будет отнесен к 148 статье – «препятствование исполнению культов…», она всегда была, даже при Советской власти. Сама власть пресекала религиозные культы, однако для мировой общественности такой закон существовал. Нового закона не будет, как мы поняли в понедельник, но похожие статьи, а там два пункта, скорее всего, перекочуют в статью 148.

    Я хочу сразу сказать, у нас почему-то в полемике, даже когда разработчики начинают разговаривать с противниками, возникает ощущение, что ни те, ни другие, ни третьи отечественного законодательства не читали. Недавно был Общественный стол: кто-то кричал о том, как быть с выставкой Сальвадора Дали, а другой человек, православный, боялся, что тогда сектанты тоталитарные будут подавать в суд на него как на активиста. Дело все в том, что в предлагаемом проекте, в этих двух пунктах,  речь вообще-то идет о местах совершения богослужения, почитания и паломничества. В первом случае, скажем, о Храме Христа Спасителя, о синагоге, о мечети и о каких-то святынях, например, крест на Поклонной горе.

    В Финляндии во время рассмотрения «дела Пусси»  человек пришел поддержать их с банкой мочи и тут же был арестован. В Израиле человек пришел со свиной головой к Стене Плача, получил 2 года. В Германии,  Америке, во Франции, как мы помним, за такие вещи наказывают.

    А вторая, более строгая санкция с возможным  тюремным заключением возможна, когда прекращение богослужения, молебна, сопрягается с прямым кощунством, с тем же вандализмом, который носит теперь антирелигиозный характер. Взяли, раскололи иконы, был случай, залили какой-то краской, нагадили, испачкали. Я думаю, такое действие – оно сознательное. Ведь в праве различается субъективная и объективная сторона. Человек или группа лиц по сговору приходит в то или иное место совершения традиционного богослужения и устраивает там вакханалию, да еще бьет иконы или другие священные предметы, то, наверное, государство, должно принимать меры строгие, а не просто внушение, не одни общественные работами 10 суток.

    На самом деле, в Административном кодексе уже, по-моему, 5-6 лет существует статья, правда, слабенькая. Там штраф до тысячи рублей был до недавнего времени, и там есть «оскорбление чувств верующих». Значит, юридически это сформулировано и для правоведов, на самом деле, это понятно, о чем идет речь. Надо читать действующее уголовное право и знать, что там происходит. И последнее, почему все-таки про верующих, мы живем в стране, где 70 лет православным верующим, увы, и другим нашим традиционным был устроен  настоящий погром. Поэтому лишнего, охраняющего веру и места богослужений, быть не может. Кашу маслом не испортим, такое ощущение не только у меня.

    19.04.2013
  • Позорно ввергать страну во «времена Инквизиции» 114 комментариев Позорно ввергать страну во «времена Инквизиции»

    Закон о защите чувств верующих хочет насильственно интегрировать церковь в государство. Ничего хорошего от этого не будет ни для церкви, ни для государства.

    Представьте себе ситуацию, вы скажете при каком-нибудь православном или не православном  человеке «иди к черту», он сочтет это за оскорбление, и вы сядете на 5 лет в соответствии с нормой закона. А если, например, какой-нибудь религиозный фанатик, идиот и псих, сожжет книгу Карла Маркса или Фридриха Энгельса, или какого-нибудь Гольбаха, или современного атеиста, то он, в лучшем случае, согласно и сейчас уже действующему законодательству, всего лишь получит наказание в виде штрафа 3 тысячи рублей. То есть это одиозный, изуверский закон. Который нас переносит во времена Инквизиции (ее, кстати, в России никогда не было).

    А бесчинства людей, которые называют себя православными, например, православные фашисты, будут ограничиваться, в лучшем случае, штрафом в три тысячи рублей. Такой закон позорит нашу страну на весь мир, и я считаю, что таким законам просто не место в нашей стране, если мы хотим считаться цивилизованной страной.

    19.04.2013
  • Я за наказание религиозного хулиганства, но не надо переполнять кодексы специальными статьями 115 комментариев Я за наказание религиозного хулиганства, но не надо переполнять кодексы специальными статьями

    Как юрист я понимаю, что зарегламентировать  любое действие в законе невозможно. В человеческом обществе есть еще такие явления как традиции и обычаи, они не закреплены в законе, но соблюдаются исходя из общей культурой социума. И есть собственно закон.

    Сегодня в  УК есть статья «Хулиганство», где указано, что такое хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное  неуважение к обществу. Я сторонник наказания тех лиц, которые ведут себя недостойно в религиозных учреждениях неважно какого вероисповедания. Я сторонник их наказания, но я не сторонник принятия каких-то отдельных специальных законов, поскольку считаю, что именно неподобающее поведение в этих учреждениях уже охватывается статьей «Хулиганство» УК РФ.

    Регулировать неюридические понятия законом – это  абсурд. Это мое твердое убеждение. Во-первых, есть разные религии, есть верования, не связанные с религией, есть отрицание религий (атеизм) и т.д.  Они постоянно в противоречии между собой. Законопроект в  первоначальной редакции породит сутолоку, сумятицу и во всяком случае порядка не наведет.

    Я за наказание, но не надо переполнять наши кодексы специальными статьями.

    В начальном варианте этот проект закона сырой и противоречит статьям нашей Конституции.

    19.04.2013

Ранее об этом

  • Состав санкций за оскорбление верующих надо четко дифференцировать 114 комментариев Состав санкций за оскорбление верующих надо четко дифференцировать

    Сажать или не сажать за оскорбление веры и верующих? Думаю, на первый раз можно применить к виновнику нарушения нормы высокий штраф. В любом случае, необходимо определить, какова степень вины, величина нанесенного ущерба, определить, было ли хулиганство целенаправленным. В зависимости от этого, затем уже дифференцированно подходить к назначению санкции.

    Закон, содержащий норму о наказании гражданина за оскорбление религиозных чувств верующих любого направления, надо не просто принять, а донести до каждого его сущность и значимость. Формулировки положений такого закона обязаны быть предельно конкретны, поскольку мы видим сегодняшнюю реакцию на него в обществе, происходящую из того, что содержание последнего законопроекта многим людям не понятно. Такая ситуация, если ее не исправить, может вызвать массовые беспорядки.

    Вообще ответственное отношение к религиозному выбору, как лично своему, так и сделанному другим человеком, я думаю, у нас стоит формировать еще со школы – рассказывать о существующих в мире религиях и о том, почему ни к одной из них нельзя относиться пренебрежительно.

    Нам нужно не столько наказание за осквернение личности или предметов культа, имеющих отношение к любой конфессии, сколько пропаганда сохранения своей веры и уважения к другой, напоминание о необходимости толерантности в отношении религий как части мировой культуры.

    19.04.2013
  • Хорошая жена 105 комментариев Хорошая жена

    Сегодня посмотрел очередную серию американского адвокатского сериала «Хорошая жена». Случайно сюжет совпал с обсуждаемой Главной темой – о новом законе об ответственности за оскорбление чувств верующих.

    Кратко: редакцию одной газеты вдова погибшего сотрудника обвиняет в том, что те специально напечатали карикатуру на пророка Мухаммеда, чтобы вызвать скандал, а какие-то исламские экстремисты взорвали бомбу в офисе и ее муж погиб. Мол, они знали, что карикатура вызовет гнев исламистов, которые предупреждали о расправе, если «кто посмеет посягнуть на их веру подобным образом» и таким образом, спровоцировали их. Допрашивают свидетеля обвинения, тоже сотрудника редакции, который, якобы, был против печатать такую карикатуру:

    «- Вы считаете, что печатанием карикатуры на Пророка были оскорблены чувства верующих мусульман?

    - Да, я так считаю. Свою точку зрения можно было выразить и без такой оскорбительной публикации.

    - Вы считаете, что не надо было печатать эту карикатуру?

    - Конечно! Я был против! Мы знали об угрозах исламистов. Мы знали, что они уже взорвали бомбу в синагоге.

    - А вот эта картинка была напечатана в Вашей газете? (показывает картинку) Что это?

    - Это... Христос в моче.

    - Это распятие, опущенное в чашку с мочой? Это была иллюстрация к Вашей статье в газете? Почему Вы не посочувствовали верующим христианам?

    - Ну... потому что это не могло привести к насилию...

    - Значит, дело не в сочувствии верующим, а в страхе?...»

    16.04.2013

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии


  • Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    Евгений Зубарев, rosbalt.livejournal.com


    И что? Ну давайте приводить множество про- или контр-клерикальных статей. Зачем? К вопросу это отношение имеет такое же, как и

    Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    это фото

    Написал Силайчев Михаил (mishanik) 19.04.2013 11:45

  • Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    1. пасси райт - глупость и выпендреж, без религиозных мотивов. Согласен.


    Точно. Вопрос Вам - должны ли подобные действия караться законом? Чтобы не притягивать норму о "вражде", нужна ли специальная норма?

    Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    2. Чувство верующих - очень тонкие и расплывчатое понятие.
    3. Верующий - так же.


    ...с юридической точки зрения. В том смысле, что закреплять специальный правовой статус "верующего" со своими правами и обязанностями, давать юридическое определение - явно лишне. Но в политическом смысле - я не вижу ничего плохого в этих понятиях, в дискуссиях по ним, в защите тех, кто себя относит к верующим, как и прочих граждан, со стороны государства.




    Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    РПЦ не лучше и не хуже других религиозных организаций, но ее претензии на основную/основополагающую роль в России несостоятельны и сами по себе разжигают религиозную вражду.


    РПЦ - объективно одна из религиозных организаций. Лучше или хуже - понятия субъективные, для кого как. Что касается претензий и разжигания вражды - это Ваше субъективное впечатление. Я не вижу ни того, ни другого.

    Для меня - Так.
    Написал Силайчев Михаил (mishanik) 19.04.2013 11:36
  • Сажать или не сажать за оскорбление веры и верующих? Думаю, на первый раз можно применить к виновнику нарушения нормы высокий штраф. В любом случае, необходимо определить, какова степень вины, величина нанесенного ущерба, определить, было ли хулиганство целенаправленным. В зависимости от этого, затем уже дифференцированно подходить к назначению санкции.

    Закон, содержащий норму о наказании гражданина за оскорбление религиозных чувств верующих любого направления, надо не просто принять, а донести до каждого его сущность и значимость. Формулировки положений такого закона обязаны быть предельно конкретны, поскольку мы видим сегодняшнюю реакцию на него в обществе, происходящую из того, что содержание последнего законопроекта многим людям не понятно. Такая ситуация, если ее не исправить, может вызвать массовые беспорядки.

    Вообще ответственное отношение к религиозному выбору, как лично своему, так и сделанному другим человеком, я думаю, у нас стоит формировать еще со школы – рассказывать о существующих в мире религиях и о том, почему ни к одной из них нельзя относиться пренебрежительно.

    Нам нужно не столько наказание за осквернение личности или предметов культа, имеющих отношение к любой конфессии, сколько пропаганда сохранения своей веры и уважения к другой, напоминание о необходимости толерантности в отношении религий как части мировой культуры.


    Дальше...
    Написал Абрамян Ара (Ара Абрамян) 19.04.2013 11:27
  • Атеистов изведут повышенной духовностью

    Вмешательство церковных чиновников в светскую жизнь граждан России становится нормой, а противодействие клерикализации страны теперь наказывается в уголовном порядке – с использованием популярной 282-й статьи УК РФ.

    Официальный представитель Русской православной церкви (РПЦ) Всеволод Чаплин почти ежедневно радует СМИ комментариями по сугубо светским поводам. Последнее его заявление касалось классической литературы. В интервью "Русской службе новостей" протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что романы "Лолита" Владимира Набокова и "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса стоит серьёзно изучить на наличие в них пропаганды педофилии. При этом Чаплин отметил: "Если нелегальна пропаганда экстремизма, если нелегальна пропаганда некоторых человеконенавистнических идеологий вроде нацистской, почему легально пропагандируется преступная практика контактов взрослых людей с детьми и подростками?".

    Это не первое заявление церковного чиновника такого рода. Ранее Чаплин потребовал от россиянок перенять у кавказских женщин скромную манеру одеваться. Ответом на это стала резкая критика со стороны множества россиян, один из которых был наказан за эту критику в уголовном порядке: издатель газеты "Тридевятый регион" Борис Образцов был признан виновным в возбуждении ненависти либо вражды (ч.1. ст.282 УК РФ) и приговорен к выплате 110 тыс. рублей штрафа Ленинградским районным судом Калининграда. Причем прокурор в этом процессе требовал реального лишения свободы для человека, который всего лишь высказал свое мнение о том, что религиозным деятелям не следует указывать всем гражданам России, как одеваться.

    Социолог Александр Мелихов так прокомментировал повышенную медийную активность РПЦ: "Педофилия – это серьезная проблема и совершенно очевидно, что публичные представители общественных организаций используют ее наличие для своих спекуляций. Вообще в мире нет ни одной моральной проблемы, которую бы не использовали в своих целях политики — и церковь здесь не исключение".

    Подчеркнув, что педофилия – это абсолютное зло, социолог, тем не менее, удивился трактовкам Всеволода Чаплина. "Не надо быть литературным критиком, чтобы понять, что в "Лолите" Набоков не пропагандирует педофилию, а, напротив, талантливо показывает трагедию своих героев. В финале романа Гумберт умирает от сердечного приступа, находясь в тюрьме; Лолита умирает при родах мертвой девочки. Да и весь роман пронизан мучительными переживаниями и страхами Гумберта, который покупает любовь нимфетки ценой постоянных унижений и страха разоблачения. У нормального человека после прочтения этого романа остается тяжесть на сердце, а Чаплин говорит о том, что это пропаганда педофилии. Это очень странно", — отмечает ученый.

    Пользователи Рунета высказываются более прямолинейно, вспоминая известный анекдот про похотливого больного, который на приеме у врача во всех предложенных картинках видит сексуальные сцены и требует от доктора прекратить пропаганду непристойностей.

    Впрочем, многие россияне идут дальше насмешек и задают прямой вопрос, который сегодня, вспоминая приговор Борису Образцову, становится задавать опасно для свободы или кошелька: а с какой стати церковь навязывает свою идеологию под видом общечеловеческой морали? Почему между религиозным фанатизмом и общественной нравственностью ставится знак равенства?

    "Нельзя подменять мораль богобоязненностью. Нельзя выводить нравственные ориентиры из выдуманных божеств и религиозных сказок. Ориентиры, построенные на лжи, заведут в пропасть. Если мы хотим, чтобы в нашем обществе жить стало лучше и безопаснее, чтобы наша страна перестала отставать в развитии, то распространять нужно ни в коем случае не религию, а образование и ценности светского гуманизма. Но сегодня движение, похоже, идет в обратном направлении", — пишет доктор Новиков, один из тысяч россиян, вовлеченных сегодня в дискуссию о церковной цензуре в России.

    Примечательно, что социологи опровергают распространяемое религиозными служителями мнение, что верующие граждане более законопослушны или более моральны, чем атеисты. Известный американский слоган, "Семья, которая молится вместе, остается вместе", оказался посрамлен – в религиозных семьях США уровень разводов значительно выше, чем у атеистов и агностиков. В российских тюрьмах, по данным ФСИН на 2007 год, к верующим себя относят 84,4% опрошенных, причем 76% считают себя православными. В американских тюрьмах почти 90% заключенных исповедуют одну из авраамических религий и их ответвлений, а вот атеистов там всего 0,209%. Из этих исследований родился анекдот, который очень ярко отражает отношение ученых к религии: "Когда я был маленьким, я молился о велосипеде… Потом я понял, что бог работает по-другому: я украл велосипед и стал молиться о прощении".

    Несмотря на возражения значительной части россиян и прямое указание Конституции РФ на светский характер нашей страны, религиозные организации получили в России особый статус и бюджетную поддержку. При этом они освобождены от уплаты налогов и принципиально не раскрывают свои финансовые показатели, хотя та же РПЦ является крупнейшим в России собственником и торговцем. Неудивительно, что имея такую мощную поддержку, религиозные функционеры начали экспансию во все сферы светской жизни страны. Примеров, когда светские чиновники на местах выполняют прямые указания чиновников религиозных, в России полно – в Белгородской области или в Чечне это давно стало нормой.

    Нежелание законодательной и судебной власти противодействовать клерикализации страны и, более того, судебные преследования граждан за критику религии и пропаганду атеизма не оставляют России шансов для возвращения к свободе слова. Судя по правоприменительной практике 282-й статьи УК РФ, уже через 10-15 лет никакие публичные дискуссии на эту тему даже среди специалистов будут невозможны. Что касается простых обывателей, то их жизнь в таком случае будет регламентироваться так, как это делается в Иране или Северной Корее. Возможно, обывателям это даже понравится – человек не скотина, ко всему привыкает.

    Евгений Зубарев, rosbalt.livejournal.com
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 19.04.2013 10:23
  • Мушкин, собственно к религии это фото не относится...
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 19.04.2013 09:29
  • Блин, слушая запись эфира, автоматически взял сотик и начал номер набирать.))
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 19.04.2013 09:29
  • Вот такое.. как это расценить?..

    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 19.04.2013 09:25

  • Цитата:

    Сообщение от Рубен Маркарьян

    - Это распятие, опущенное в ..........


    Я атеист.. но за такое.. "воздал" бы страшно.. и боюсь - жестоко...


    Цитата:

    Сообщение от Рубен Маркарьян

    какие-то исламские экстремисты взорвали бомбу в офисе и ее муж погиб.


    Во!.. Оплот демократии - не в состоянии обеспечить
    своим гражданам реализацию их прав?..

    А к нам претензии по поводу озвучивают.. Uhm
    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 19.04.2013 08:05
  • mishanik, так к чему мы пришли?
    1. пасси райт - глупость и выпендреж, без религиозных мотивов. Согласен.
    2. Чувство верующих - очень тонкие и расплывчатое понятие.
    3. Верующий - так же.
    4. РПЦ не лучше и не хуже других религиозных организаций, но ее претензии на основную/основополагающую роль в России несостоятельны и сами по себе разжигают религиозную вражду.
    Так?
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 18.04.2013 17:54
  • Андрей Кураев Андрей Кураев

    профессор Московской духовной академии

    Андрей Вячеславович Кураев - протодиакон, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

    Эксперт