Недостаток культуры пития у нас – от недостатка денег

Российский алкогольный рынок находится в ситуации демографического кризиса. Пиво – это молодежный напиток, 70% его объема выпивают молодые люди от 18 до 35 лет. В стране с 1990 по 2002 годы рождалось детей в два раза меньше, чем в предыдущий  период. В 2008 году это поколение вышло на пивной рынок, двенадцать лет он падал, и сократился за эти годы почти на треть. Демографический кризис на нём закончился в 2019 году. Тем не менее, молодых людей от 18 до 29 лет у нас сегодня в два раза меньше, чем 10 лет назад. И пьют они в основном пиво, особенно в городах, на водку они переходят к 29 годам, когда осознают себя мужиками. А так, водку пьют в основном в асоциальных населённых пунктах, где нет работы, и, соответственно, у населения мало денег. Там меряют алкоголь по градусу: купили нелегальной водки на 100 рублей, чтобы шарахнула, и отключились.

Таким образом, общий объем потребления пива за это время упал, но на душу населения его размер практически не изменился. Более, того считать на душу, как это делает Минздрав и во всём мире, категорически неправильно. У нас, как и во всём мире за последние 30 лет произошло катастрофическое старение населения. Старики после 60 лет алкоголь почти не употребляют. Если необходимо достоверные данные получить и проанализировать, надо включать в исследования население в возрасте от 15 лет до 55-60 лет. Поэтому никакого снижения потребления на душу населения в спирте, о котором говорит Минздрав с 18 литров до 9,3 у нас нет. Потому, что у нас никогда не было 18 – эта цифра взята с потолка в 2008 году господином Онищенко, когда он возглавлял Роспотребнадзор. У нас потребление алкоголя было где-то 12,5 – 13 литров на душу населения. А сегодня примерно 11,5 литров.

Много говорят о том, что надо внедрять в России культуру пития, как на Западе. По моему мнению, культура потребления алкоголя – это, прежде всего, место потребления. Есть структура потребления, то есть расклад, сколько потребляется на душу вина, пива, крепкого алкоголя. По ним – мы с 2008 года пивная страна, мы потребляем пиво на среднеевропейском уровне. Почему у нас пьют во дворах, в скверах, на лавочках? Потому, что алкоголь безумно дорог. Если судить по соотношению цен на алкоголь и зарплат на Западе и в России, там алкоголь дешевле в 5-7 раз. Поэтому на Западе 45% алкоголя выпивается в барах, кафе, ресторанах, которых в разы больше, а у нас только 3-5% выпивается в питейных заведениях, ограниченным числом населения просто от недостатка денег.  Вот что такое культура пития. У нас и бомжи бы не отказались выпивать в барах,   кафе, ресторанах, были бы у них деньги. Нет у них классовой ненависти к коньяку Hennessy и винам Бордо.
 

26.07.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В России за последние 10 лет акциз на пиво был повышен в семь раз, из-за чего на 40% снизились объемы потребления, и в индустрии было закрыто порядка 13 крупных производств. По сути, пивоваренная индустрия планомерно убивалась. В прошлом году, когда удалось остановить падение и заморозить размер акциза, впервые за последние десять лет произошел небольшой прирост в объемах производства.

    Есть политика государства по деалколизации населения и снижению неблагоприятного воздействия алкоголя на здоровье граждан. Согласно этой концепции должно происходить смещение структуры потребления алкоголя от более крепкого к слабому. В своё время после отмены сухого закона, когда стало ясно, что он не сработал, именно по этой концепции были построены винодельни и пивоваренные заводы для того, чтобы мягко внедрять эту культуру потребления и смещать её в сторону слабых алкогольных напитков.

    Однако последние десять лет пошёл обратный тренд: падение потребления пива и рост по крепким напиткам. Поскольку покупательная способность населения находится не на высоком уровне, потребитель очень чувствителен к цене. Соответственно, он платит по факту за спирт. Чаще всего население стало делать выбор в пользу суррогатного дешёвого алкоголя. Чем менее доступным по цене мы делаем легальный алкоголь, тем более  слабоалкогольный продукт, тем более востребован нелегальный сектор, по сути, такими методами мы его поощряем.

    Что касается многочисленных разговоров о «порошковой» структуре нашего пива, то это не более чем распространённый миф. Пивоваренный бизнес очень сложный, производство пива – огромный комплекс. Пиво охлаждается, нагревается, проходит фильтрацию, цикл может занимать до 26-30 дней в зависимости от сорта. Этот продукт уникален тем, что его невозможно подделать и от него никто не травится. Из порошка пиво сделать невозможно. Более того, оборудование, все ингредиенты проходят тщательный отбор и контроль пивоваров. Потому, что для них – это искусство, уважающий себя пивовар не будет поступаться его принципами. К тем брендам, которые производятся по всему миру и у нас в России по лицензии, применяется особый контроль.

    Наше пиво проходит по всем международным гостам. Более того, когда мы устраивали слепые тесты для потребителей, журналистов, наливали одни и те же сорта, которые производятся за рубежом и у нас, побеждали российские сорта. Таким же был и результат недавних исследований Роскачества. Они подтвердили, что произведённое у нас пиво больше соответствовало заявленным органолептическим требованиям, чем зарубежное. 


    Дальше...
    Написал Дурдыев Ораз (Ораз Дурдыев) 26.07.2019 16:05
  • Вадим Дробиз Вадим Дробиз

    Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»

    Эксперт