Новый закон «О семеноводстве» ухудшит и так шаткое положение в отрасли
На рынке присутствуют семена, произведенные как за рубежом, так и в России, но в большинстве случаев иностранной селекции. Таким образом, существует зависимость от зарубежной селекции и поставок семенного материала. О данной проблеме говорят не один год, но пока она не становится менее острой. Хотя семена – это основа всей продовольственной безопасности. Без них поля не засеять. Например, семенной материал картофеля напрямую заводится из-за рубежа в небольших объемах, но большинство семенного материала (более 70%), который выращивается на российских полях – иностранной селекции.
Момент развития отечественного семеноводства и селекции был упущен в 90-х годах прошлого столетия, в период изменения экономических формаций. Иностранные компании агрессивно начали проводить маркетинговую политику, проникали на российский рынок, обладая большими финансовыми ресурсами и более развитыми технологиями.
С принятием четвертой части Гражданского кодекса в 2008 году, в России открылась возможность бесплатных испытаний в сфере селекции. В результате за 10 лет удвоилось нахождение в реестре иностранных сортов, а в общем списке сорта иностранной селекции стали превалирующими. А находясь в реестре они оказались на полях. А ведь этот вопрос критически важен для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Не случайно одним из первых декретов Советской власти был декрет «О семенах». Селекция и семеноводство относятся к факторам, которые требуют минимальных финансовых и материальных затрат, но обладают сравнительно высокой и быстрой отдачей в обеспечении продовольственной безопасности.
В тоже время тридцатилетний опыт работы в рыночных условиях показал несовершенство материально-технической базы селекции и семеноводства и несовершенство регулирования отношений в данной области.
Материально техническая база, созданная в 70-80 годы прошлого столетия обновляется крайне медленно, не обеспечивая рынок конкурентноспособной продукций. Правовые противоречия, возникшие по мере совершенствования законодательства в Российской Федерации, сдерживают развитие цивилизованных отношений в области селекции и семеноводства.
Урегулирование отдельных противоречий, например, связанных с использованием неохраняемых селекционных достижений, испытанием их на хозяйственную полезность на территории Российской Федерации, предусмотрено проектом федерального закона «О семеноводстве», который принят Государственной Думой в первом чтении. Законопроектом предусмотрен ряд положений, которые вызывают критику отраслевого сообщества.
Например, касающихся обязательных требования к семенам сельскохозяйственных растений при внутрихозяйственном использовании. Распространение таких требований на внутрихозяйственные риски товарных хозяйств, в условиях несовершенной материально-технической базы и недостатка финансовых средств, приведет лишь к нагнетанию обстановки, связанной с получением у органа исполнительной власти разрешений на использование семян с отклонениями от требуемых норм при проведении посевной компании, которая ограничена временем, а также изъятию и так ограниченных средств, в виде штрафных санкций. Тем более, что вопрос использования семян, соответствующих требованиям установленных ГОСТами, частично решается в рамках мероприятий государственной поддержки агротехнологических мероприятий.
Правоприменительная практика советского периода, а также опыт работы семеноводческих хозяйств – членов Союза показывает, что такое регулирование не принесет желаемого результата.
По мнению членов Союза, обязательные требования к семенам сельскохозяйственных растений должны быть установлены только при их использовании для выращивания семян в целях реализации и при их реализации.
Кроме того, предлагается заменить успешно работающую систему добровольной сертификации на обязательную выдачу удостоверений о качестве при обороте семян сельскохозяйственных растений. При том, что выдается оно на основании: акта апробации посевов и протокола испытаний семян - документов, содержащих сведения о показателях сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, но за дополнительную плату со стороны заявителя.
Выдается удостоверение по заявкам и носит как бы добровольный характер, но с другой стороны, оборот семян не может осуществляться без удостоверения о качестве. По сути, вводится дополнительный контроль, к контролю (надзору) в области семеноводства, но только за средства хозяйствующих субъектов.
Совмещение в одном органе функций по нормативно-правовому регулированию, оказанию услуг и контролю (надзору), предусмотренное положениями законопроекта, как показывает правоприменительная практика, приведет к принуждению хозяйствующих субъектов и вытеснению с рынка других организаций, оказывающих услуги в области семеноводства.
Государством предпринимаются значительные усилия по сдерживанию зависимости российских сельхозтоваропроизводителей от семян сортов и гибридов иностранной селекции.
Однако неподъемное финансовое обременение селекционеров и семеноводов в виде обязательной платы за дополнительные услуги, вводимые законопроектом, а также контроль (надзор) за производством вряд ли будет способствовать выполнению показателей Доктрины продовольственной безопасности, в том числе в части использования 75% семян отечественной селекции. Тогда как крупные иностранные «игроки», транснациональные компании найдут средства и заместят образовавшиеся бреши на нашем рынке.
14.05.2021
Комментарии