Полковник этики

Полковник Панкин преподавал во Львовском политучилище основы марксистко-ленинской этики. Нелегко было понять, о чём на самом деле предмет. Каждое слово в учебнике имело определенный смысл. Каждое предложение – тоже. Когда они собирались в главы – смысл исчезал. Преподавать такой предмет по учебнику – всё равно, что учить глухонемых нотной грамоте. 

Полковник Панкин выходил из ситуации просто. На лекциях он рассказывал истории из своей жизни. 

- Забыл ключи от квартиры. Жена их оставила у соседей – их мальчик после обеда обычно дома учил уроки. Прихожу – нет его. Вышел на улицу. Осень, слякоть, темень. Никого. Обошёл вокруг дома. Слышу в беседке голоса. Подхожу – точно сосед-подросток бубнит. Заскакиваю и – не удержался! – с матюком ему, где же ты лазишь? Только тут и огляделся, а рядом его родители. Оказалось, они чихвостили сына как раз-таки за мат… Вот вам и этика преподавателя…

На зачёт по ОМЛЭ мы подготовились, как всегда, технически основательно. Заготовили шпаргалки, тетрадки…Полковник Панкин предупредил: 

- Зачёт получат все. Рассаживайтесь. Берите по листику бумаги и честно отвечайте на мои вопросы. 

Они были не по программе. Напоминали психологический тест. Но инерция оказалась сильнее – многие стали всё равно списывать, очевидно, решив: зря, что ли шпаргалку готовил? У одного из нас, посреди работы, на пол грохнулся учебник, лежащий на коленях. 

- Пусть книга останется на полу. Пишите, о чём думается, - спокойно отреагировал Панкин. Мне показалось, что наши размышления ему нужны были для какой-то научной работы. 

У полковника Панкина было бесценное качество преподавателя – он ежедневно учился у жизни и передавал свой опыт курсантам. 

- Будучи капитаном в подмосковном городке, однажды я заступил в наряд начальником патруля, - рассказывал он на лекции очередную историю из своего прошлого. - От мороза мы укрылись в народном суде, в котором шёл открытый процесс над пожилым человеком по имени Вреж. Его обвиняли в хищениях на торговой базе. 

Выяснилось, что Вреж и его жена жили в квартире с подселением. Их сосед - слесарь Василий, как и положено, любил выпить и пошуметь. Как-то летом Вреж с женой уехали отдыхать на море. И Василию стало очень интересно, что таится в их комнате, поскольку, по понятным причинам, в неё шумливого соседа ни разу не пригласили. Мастеру на все руки несложно было изготовить отмычку, с которой он легко пробрался в загадочную комнату торгового работника. Как и ожидалось, сотрудник продбазы жил не бедно. Василия привлёк огромный сундук Врежа. Вскрыв и его с помощью отмычки, Василий оторопел: сундук был забит хрусталём и деньгами. Бумажные ленточки аккуратно обнимали стопочки купюр. Конечно, столько денег в одном месте Василий ещё не видел. Он не был по натуре вором, даже с завода ничего не тащил домой (почти ничего). Но тут, как назло, так захотелось водочки, да под колбаску… Словом, грех на душу взял Василий: вытащил из стопочки всего лишь червонец. 

Вернувшийся Вреж ничего не заподозрил. Василия это успокоило и он еженедельно, пользуясь отсутствием соседей, залезал в сундук и вытягивал десятирублёвку. На водочку, да ещё с колбаской. А к ним и пивка свежего прикупал. 

Но однажды Василия попутал бес. Вместе с червонцем, взял он и новенькую меховую шапку-ушанку, одну из нескольких, принесенных хозяином явно для перепродажи спекулянтам. Ну, видимо, Василий тоже решил её выгодно загнать, поскольку ходить бы в ней не смог. А эту пропажу Вреж заметил сразу. Припрятав левый товар, он даже в сердцах вызвал милицию. Она-то и отыскала шапку в комнате подвыпившего слесаря. Завели уголовное дело… Зол был Вреж, не ожидал, что «мыши» поселились по соседству. А Василий на одном из допросов вдруг набрался смелости и сделал заявление: Вреж – расхититель социалистической собственности! Мол, в комнате его и на балконе находится целый склад дефицитных товаров, которые предназначены явно не для потребления пожилой пары, а в сундуке так вообще!.. 

Милиция воодушевилась, поднапряглась и теперь уже Врежа поймала на базе с поличным. И против него тоже завели уголовное дело. И потерял он всё, поскольку наказание оказалось строгим, с конфискацией имущества. 

Трудно сказать, каким образом Василий, уже будучи осужденным, оказался на процессе Врежа, но наш преподаватель хорошо запомнил короткий их диалог в зале суда. 

- Василий, ты зачем меня сдал? – понуро спросил Вреж. 

- А ты зачем – меня? – парировал Василий. – Вот и жили бы себе тихо, по-соседски, чем жадность проявлять. Шапки ему оказалось жалко! 

Сроки им выпали, конечно, разные. 

«Так что, ребята, мотайте на ус. Не ройте другим яму, если у самих рыльце в пуху», - заключил полковник Панкин свою очередную лекцию, состоящую из жизненных притч. 

И для нынешних капиталистов история поучительная - делиться с народом надо наворованным!

03.11.2017

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет