Проект Минтруда по переквалификации «предпенсионеров» не будет иметь решающего значения для тех, кто может потерять работу

Министр труда Максим Топилин в ходе правительственного часа в Совете Федерации заявил, что в 2018 году зарплаты россиян росли «беспрецедентными темпами» и увеличились более чем на 10%. Статистика, как известно, вещь упрямая и объективная, если не имеет других целей. Подобный рост произошёл, скорее, не благодаря, а вопреки. Дело в том, что в мае вступил в силу закон, по которому минимальная заработная плата должна быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного на соответствующих уровнях.

После этого большому числу бюджетников, которым вопреки закону, вопреки здравой логике во многих регионах платили заработную плату ниже МРОТ, наконец-то стали платить хотя бы в объеме МРОТ. Кроме того, Конституционный суд высказался о том, что северянам при выплате заработной платы, надбавки за работу в районах Крайнего Севера должны производиться не в составе МРОТ, а на размер МРОТ.

Соответственно, все эти моменты, так или иначе, привели к повышению заработной платы в целом по стране на 10%. Но это просто так сложилось. Никто теперь не говорит, что в течение значительного количества времени в отношении массы трудящихся нарушался закон. Теперь он стал выполняться, и произошел автоматических рост заработной платы в относительных цифрах. Но по той же самой статистике, реальные доходы граждан относительно цен не выросли, а, наоборот, упали.

Что касается заявленного проекта Минтруда по переквалификации граждан пенсионного возраста, то сам по себе он неплох. Вопрос в том, насколько он будет реализован, и действительно поможет массе людей, которые могут оказаться не у дел, без работы в связи с изменениями в пенсионном законодательстве. Ну, переобучим человека, а если он проживает в каком-то населенном пункте, где переобучай - не переобучай, а рабочих мест нет? И что дальше? Этот проект не будет иметь решающего значения для людей, которые могут потерять работу. Другое дело – для тех, кто деньги на реализацию Программы будет осваивать. Для красивой статистики, для отчетов наших чиновников он будет весьма хорош. Президенту доложат, отрапортуют, и, возможно, кто-то даже получит очередные «звездочки» и благодарности. 

26.10.2018

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Хочу прокомментировать афоризм приведенный в статье Образование, как капитал в рассылке.
    Цитата
    "Есть такой афоризм: «Богатые и умные люди постоянно развиваются и учатся. Бедные и глупые считают, что и так все знают». Поэтому, на мой взгляд, связь между образованием и успехом – прямая. Просто учиться и постигать что-то новое надо постоянно."

    Не согласна полностью... Многие "богатые" считают, что богатство - это показатель их "умности", и не стремятся к расширять свой кругозор, и даже, знания по специальности. И очень много людей среди "бедных", которые умнее "умных" богатых, и постоянно учатся, но возможности у них очень ограничены.
    А на счет переобучения пенсионеров, уверена, что большинство сделало бы это с радостью, если это не переобучение в маляры или швеи (как сейчас это делают, что не соответствует ни по возрасту, ни по статусу). И с еще большей радостью, если бы после обучения сразу устраивали на работу. Все знают, что найти достойную работу без связей невозможно, с маленькой з/п и неудобством месторасположения предприятия (или что-нибудь другое), поэтому сейчас, если вас переобучили по направлению из бюро по трудоустройству, то вас снимают с учета и вы САМИ должны найти работу.
    Если пенсионеров обучали графическим программам, бухгалтерским 1С, углубленно Exel..., то это была бы неоценимая помощь. Но прекрасных инженеров, с огромным опытом выкидывают из про-ва, а рентабельнее было бы их доучить 1-2 месяца и незаменимый специалист для про-ва готов.
    Написал ИннаВит (ИннаВит) 27.11.2018 11:53
  • В рамках Портала по продвижению услуг для пожилых людей «Баба Деда» четыре года назад мы начали просветительскую работу с работодателями. Мы тогда уже понимали, что демография меняется, и рынок труда не готов к тому, что придёт так много возрастных соискателей, и мы тогда уже начали просветительскую работу, собирали аналитику с международными и российскими кейсами, чтобы объяснить компания,  зачем им возрастные сотрудники.

    У нас есть примеры, когда крупные компании, получая нашу аналитику, приняли решение набирать возрастных кандидатов. При этом мы говорим о том, что для многих компаний возрастные кандидаты – это люди от 40-45 лет, как бы это странно ни звучало, когда это даже не предпенсионный возраст.

    Именно поэтому мы считаем, что просветительскую работу с работодателями нужно начинать как можно раньше. Этого государство у нас не делало никогда. У нас скорее разрабатываются меры в виде наказаний и штрафов, теперь введена уже и уголовная ответственность, но никогда не было этой просветительской части. И четыре года назад мы стали ею заниматься самостоятельно.

    Мы убеждаем, что можно брать возрастных кандидатов. Для нас это люди от 40 лет и выше. У нас много аналитики, которая показывает, что, несмотря на некоторые возрастные изменения, можно бороться на рабочем месте, например, с ухудшением слуха или зрения у человека, которое неизбежно наступает в пожилом возрасте. Это не так страшно, требует некоторых инвестиций в рабочее место, возможно, это потребуют субсидирования со стороны Правительства тех работодателей, которые готовы начинать оборудовать рабочие места. И вот здесь как раз вовлечение Правительства и Минтруда необходимо.

    Мы говорим работодателю о том, что когда мы приходим к нему, у него в голове кандидат старшего возраста – это человек начиная с 45 лет. И мы объясняем, что они все разные: кандидат 40-летний – это не тоже самое, что 50-летний или 60-летний. Показываем нашу аналитику, которая говорит, что риск в случае с возрастными работниками ниже в пять раз, если говорить о спонтанных увольнениях, Мы показываем статистику, что возрастные сотрудники берут меньше больничных, выходят на работу при любых обстоятельствах, в том числе, погодных. Мы показываем кейсы других компаний, которые начали брать на работу разновозрастную команду, и даём наглядно посмотреть, как изменились показатели вовлеченности, упал показатель текучки персонала. И работодатель понимает, что ему можно меньше инвестировать в обучение персонала, потому, что сотрудники работают продолжительное время. Бизнес видит конкретную выгоду, тем более, что как показывает практика, возрастные сотрудники обходятся дешевле и в плане зарплаты. 


    Дальше...
    Написал Лазибная Анастасия (Анастасия Лазибная) 26.10.2018 15:30
  • Для того чтобы понять, будет ли успешной реализация Программы Минтруда по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан предпенсионного возраста, стоит внимательно посмотреть на её содержание. С одной стороны, замечательно, что она появилась, но если вчитаться, то в ней есть несколько проблемных точек.

    Первая – это суммы, которые там заложены. Предполагается, что 5 миллиардов рублей на её реализацию будет выделяться из федерального бюджета, а 26 миллиардов должны выделить субъекты Федерации. Сразу возникает вопрос: из каких средств будут финансировать Программу по переобучению регионы, имеющие бюджетный дефицит? Они и сейчас с трудом справляются с финансированием госпрограммы «Содействие занятости населения», а тут вводятся дополнительные затраты без пояснения источника.

    Второе – общая сумма, которая заложена в этой Программе предполагает переобучение 75 тысяч человек. У нас в ближайшие годы ожидается выход от 350 до 500 тысяч дополнительных работников на рынок труда. Почему только 75 тысяч, где экономическое обоснование этой цифры?
    Следующий момент – Программой заложено 33 тысячи рублей на обучение одного человека, но это стандартная цифра для краткосрочных курсов обучения: месяц - два максимум, но если речь идет о том, что человеку надо дать другую специальность, то как будет решаться этот вопрос? В Программе это не указано. Сейчас предусматривается порядок, который действует в системе переобучения безработных в системе занятости населения. Человек выбирает некую профессию, формируется группа и отправляется на обучение. Это никак не связано с анализом – а на рынке труда эти люди смогут воспользоваться полученными знаниями? Традиционно службы занятости готовят бухгалтеров, пользователей ПК и так далее. Но рынки труда в каждом субъекте Федерации разные, поэтому и стоимость обучения может быть абсолютно разная.

    Кроме того, у нас многие субъекты Федерации не имеют достаточно рабочих мест для новой рабочей силы. Поэтому просто переобучение людей в неизвестность изначально неэффективно. В программе не предусмотрено никаких затрат на создание рабочих мест для этой категории граждан, что намного важнее, чем переобучение.

    Хорошо, что в этой Программе появилась форма, на включение которой я в своё время настаивал – это образовательные сертификаты. Форма предполагает изменение порядка финансирования и приобретения навыков, когда сам человек выбирает средства и идет в ту организацию, где его обучат и гарантируют трудоустройство.

    Целесообразно также выделять средства на помощь работникам на «привыкание» к новой профессии, то есть, предоставлять субсидии на период обучения и приобретения профессии на практике. То есть, человек, осваивающий полгода какую-то профессию, выучился, а потом еще нужно как минимум три месяца, как это во всём мире принято, поддерживать его занятость, выплачивая ему определённую стипендию, чтобы работодатель увидел в нём нужного специалиста. 


    Дальше...
    Написал Сафонов Александр (Александр Сафонов) 26.10.2018 13:22
  • Олег Бабич Олег Бабич

    Заместитель председателя Федерации профсоюзов России, секретарь Объединения рабочих профсоюзов «Защита Труда»

    Эксперт