Романтизация преступности активно поддерживается обществом

Романтизация преступности активно поддерживается обществом

Романтизация криминала - не феномен нашей культуры, романтизация всегда была, и в дореволюционной России ее был не меньше, чем в  наши дни.

Есть довольно интересная теория, по которой в романтизации жизни преступных элементов заинтересованы обе стороны: не только сами преступники, но и сотрудники тех органов, что их ловят. Я это объясняю следующим образом. Одно дело поймать какого-то заурядного воришку, а другое дело выследить знаменитого вора, изобретательного афериста, например, Соньку Золотую Ручку. Это же совсем другое дело!

Для чего нужна романтизация криминальному миру понятно, для вербовки новых членов. А почему на поводу этой романтизации идет общество – это очень сложный момент. Сам факт, что у нас эфир наводнен блатной терминологией, свидетельствует о том, что это нормально. Один частный случай: все подряд говорят «беспредел», а это чисто уголовный жаргонный термин, придуманный "блатными".

19.10.2015

Игорь Мацкевич

 в избранное

Позднее об этом

  • На телевидении не хватает положительных примеров 1 комментарий На телевидении не хватает положительных примеров

    Как только я слышу, что законопроект связан с закон о запретом, у меня, как и у большинства российских граждан, возникает аллергия.

    Все понимают, что Россия - это страна образов как таковых. Образ чего-либо играет гигантскую роль в жизни населения. И понятна история с романтизацией преступности. У нас, как правило, две категории: хорошие бандиты и святая проститутка – две основные темы, которые неизбежно присутствуют в сериалах.

    То, что это нужно разумно отделять жизнь киногероев от жизни граждан, бесспорно. Не должен быть одинаковый доступ с одного пульта телевизора в одно время с Первого канала  новостного к детскому и к боевику, в котором убийства, кровища, какой-нибудь криминал, это очевидно. И то, что как-то этот доступ нужно затруднять либо предупреждающей кнопкой, либо переносом показа таких фильмов на ночь, либо выносом на кабельные каналы, как это реализовано в США, тоже аксиома.

    К сожалению, я не обладаю статистикой о том, как влияет кино на людей. Сколько людей, посмотревших «Брата», не захотели совершать преступления, потому что, увидев образ, они его «проиграли» в сознании, примерили к себе и не стали повторять "подвиги" Данилы Багрова в реальности, и какой процент людей был воспитан «Братом», они вышли на улицы и уподобилось главному герою.

    История говорит о следующем: когда князь Владимир взял Тьмутаракань, он поставил вражеского воеводу на центральную площадь перед всем своим войском, перед всем честным народом, его жену, дочерей убил, а потом и самого воеводу. Как говорит летопись, войско не стало совершать бесчинств в Тьмутаракани, как было принято обычно. Дружина внутренне «проиграла» этот образ, видя пример своего  военачальника. Есть элемент полезной компенсации. Тот же эффект присутствует, скажем, и в порнографии.

    У нас много патологий на телевидении. Я не понимаю, почему ситуация с управляемым телевидением, я ничего плохого не вижу в этой формулировке, не решается. Честно говоря, телевидение как инструмент стравливания наций -  это главный тренд сегодня. Хороших образцов для подражания современное телевидение не предлагает вообще. Если бы их было в 10 раз больше, чем отрицательных, на том же пресловутом НТВ, то мы бы, возможно, эту проблему и не заметили бы, благородный бандит и тема криминала вообще не были бы столь популярны для зрителя. Но хорошие примеры не на чем построить сегодня, Зою Космодемьянскую приводить в пример молодежи бессмысленно. Положительных примеров не хватает в жизни, поэтому их нет и на экране.

    19.10.2015
  • Государственный заказ поможет исправить ситуацию с засильем уголовщины на телеэкранах 23 комментария Государственный заказ поможет исправить ситуацию с засильем уголовщины на телеэкранах

    ФБР в начале 30-х гг. действительно выполнили большую работу в контакте с голливудскими продюсерами, поскольку тогдашний экран был заполонен бандитами. Неожиданно появились фильмы про честных шерифов, и американские дети стали играть в них. Это вещи взаимосвязанные. У нас похожий был процесс в 70-е, когда МВД стало заказчиком фильмов «Следствие ведут знатоки», про Анискинаи т.д. Это была целенаправленная работа, весь "милицейский" кинематограф появился в те годы. Это была очень эффективная вещь. И до нашего периода эти фильмы продолжают работать. Такая практика очень полезна.

    Людей, которые в обычной жизни сталкивались с настоящими преступниками, бандитами, блатная романтика совершенно не увлекает. Например, писатель Варлам Шаламов, он терпеть не мог блатных, потому что в реальности нет у них никакой романтики. Убийцы, воры в законе - это люди, которые нацелены на потребительство, на обогащение любой ценой, никакого благородства в них нет. Между ними могут быть только какие-то договоренности, да и то до определенного момента. Это лживая романтика.

    Ситуация на ТВ сейчас крайне тяжелая. Я не так давно оказался в больнице с травмой, вся палата смотрела телевизор с утра до вечера. И я был в ужасе от обилия этих фильмов, особенно НТВ у нас этим увлекается: бандиты, школа пыток, сплошная феня. Феня уже  проникла в язык наших государственных чиновников. У нас первые лица государства употребляют слово «беспредел».

    Нельзя, конечно, впадать в крайности. Нельзя деятелям культуры запретить создавать художественные произведения, где исследуется внутренний мир преступника и  зло порой предстает в каком-то привлекательном виде. «Крестный отец», например. Но мы говорим не о таких культовых киноработах, а о подделках, об этой мутной волне уголовщины, которая бросается на нас с экранов телевизоров. Здесь, безусловно, государство должно сыграть свою роль и, я думаю, оно должно стать заказчиком фильмов с положительными примерами в лице главных героев.

    19.10.2015
  • Романтизация преступного мира в России - явление традиционное 23 комментария Романтизация преступного мира в России - явление традиционное

    Мне представляется, что проблема романтизации преступного мира не свойственна исключительно тому времени, в котором мы с вами живем. Я могу привести массу примеров. Наиболее яркий – Робин Гуд, который не очень-то рьяно соблюдал законы и, мягко говоря, боролся с правоохранительными органами.

    В нашей стране романтизация криминала носит стабильно волнообразный характер. Если вспомнить 20-е гг., то это образ обаятельного бандита Бени Крика из «Одесских рассказов» Бабеля. Все помнят Остапа Бендера, которого тоже трудно назвать законопослушным гражданином. Когда в 50-х гг. прошла огромная амнистия и весь поток криминалитета и иже с ним хлынул из лагерей, то возникла советская контркультура, даже наш замечательный поэт, певец Владимир Семенович Высоцкий, мне представляется, не остался в сторлоне и создал неповторимый так называемый блатной цикл...

    19.10.2015

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет