Россия и страны СНГ объединились в борьбе с организованной преступностью
Проблема организованной преступности и выработки методов борьбы с ней возникла в Российской Федерации во второй половине 80-х гг. XX в., с момента принятия кардинальных решений об изменении экономической основы и социально-политического строя государства, поскольку именно в это время распространились и приняли системный характер криминальные отношения в различных сферах государственной и общественной жизни.
Организованная преступность – это сложное, латентное, общественно опасное явление, заключающееся в создании устойчивой и самовоспроизводящейся криминальной системы с целью осуществления преступной деятельности, направленной на установление контроля за экономическими, социальными и политическими сферами жизни общества, с целью извлечения незаконных доходов и регулирования общественных процессов в собственных интересах. По оценкам экспертов, с ней прямо или опосредованно (через родственников, знакомых) связаны в разных регионах от 20 до 80% граждан.
В результате деятельности криминальных сообществ происходит незаконное изъятие из государственного, банковского или коммерческого оборота значительных материальных и денежных средств.
Экспертами правоохранительных органов отмечается, что около 80% предприятий среднего и малого бизнеса находится под контролем преступных организаций, что криминализирует экономику, способствует сокрытию налогов и повышению цен на товары и услуги.
Поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537), в качестве одного из условий повышения качества жизни российских граждан и обеспечения национальной безопасности обозначена борьба с организованной преступностью.
Негативные проявления организованной преступности являются далеко не последним фактором процессов оттока капитала из России: в 2008 году страна потеряла $133,9 млрд., в 2009-м - $56,9 млрд., в 2010-м - $35,3 млрд., в 2011-м – по данным Банка России отток капитала составил $84,2 млрд., а за 5 месяцев т.г. - $46,5 млрд (по оценкам, к концу года эта цифра достигнет $65 млрд.).
Развитие организованной преступности в России во многом повторяет путь преступных организаций большинства зарубежных стран, где криминалитет, объединенный в виде преступных формирований, используя проблемы политической и социально-экономической нестабильности, брал под контроль доходные отрасли экономики и нелегального бизнеса. В результате в руках преступных сообществ аккумулировались огромные материальные и финансовые средства. Представители российской уголовно-преступной среды также демонстрируют свое стремление по проникновению во властные структуры на местном, региональном и даже федеральном уровне.
В Уголовном кодексе Российской Федерации существует целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за различные преступления, связанные с организованной преступностью: Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; Статья 209. Бандитизм; Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества.
Согласно статистике, в 2011 году организованными группами совершено 17691 преступлений (в 2010-м -22251, за 5 мес. т.г. - 7570, в т.ч. 359 в составе ПС, что на 76,8% больше в АППГ), из них 16933 тяжких и особо тяжких (в 2010-м - 21241, за 5 мес.т.г. 7354, что на 10,4% больше АППГ), в т.ч. 442 разбоев, 143 грабежей, 297 вымогательств, 1693 краж, 6781 мошенничеств (в 2010-м - 7201, за 5 мес. т.г. 2199, что на 42,1% больше АППГ).
Наибольшую опасность представляют структуры организованной преступности в форме банд и преступных сообществ, уголовная ответственность за создание которых и участие в них предусмотрена ст.ст. 209, 210 УК РФ соответственно. В 2011 году было выявлено 183 банды (2010 - 184, за 5 мес. т.г. - 119, что на 38,4% больше АППГ), 172 преступных сообщества (2010 - 172, за 5 мес. т.г. - 77, что на 8,5% больше АППГ). Расследовано 153 преступления с квалификацией «бандитизм» (2010 — 170, за 5 мес. т.г. - 66, - 5,7% - АППГ) и 114 преступлений с квалификацией «организация преступного сообщества» (2010 - 157, за 5 мес. т.г. - 33, +10,0% АППГ). Всего же в период с 2000 по 2011 гг. окончено расследованием 1793 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества).
За 12 месяцев 2011 года и 5 месяцев текущего года сотрудниками подразделений уголовного розыска раскрыто 9615 преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ, по ст. 209 УК РФ (бандитизм) выявлено 131 и раскрыто 129 преступлений, а по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) - 46, раскрыто 37 преступлений указанной категории.
Одной из важных особенностей современной организованной преступной деятельности является её транснационализация, установление контактов с международными криминальными структурами, активное совместное участие в отмывании незаконно добытых капиталов, наркобизнесе, торговле оружием и людьми. По имеющимся сведениям, представители отечественной организованной преступности уже имеют устойчивые связи с криминальными структурами более чем 40 зарубежных государств. Одновременно с этим наращивается процесс интеграции иностранного криминалитета (прежде всего из стран ближнего зарубежья) в российскую организованную преступность.
Поэтому первостепенное значение в борьбе с организованной преступностью на современном этапе приобретают меры организационного и законодательного характера, многосторонние и двусторонние международные договоры, участниками которых является Россия: Конвенция против транснациональной организованной преступности (Заключена в г. Нью-Йорке 15.11.2000, вступила в силу для России 25.06.2004); Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Подписан в г. Москве 19.12.2011 – 30 июля внесен в ГД ФС РФ на ратификацию, пока не действует); Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (Заключено в г. Москве 14.06.2009); Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью (Заключено в г. Ташкенте 11.06.2010, вступило в силу, в том числе и для России, 11.01.2012); Модельный закон о пограничной безопасности (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 Постановлением 35-10 на 35-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ); Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве по пограничным вопросам (Заключено в г. Душанбе 02.09.2011, вступило в силу 04.04.2012); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах (Заключено в г. Москве 20.12.2010, вступило в силу 15.07.2011); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной преступностью (Заключено в г. Копенгагене 28.04.2010, вступило в силу с даты подписания) и др.
Одним из последних законодательных актов, направленных на борьбу с организованной преступностью является Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, ратифицированный Государственной Думой 14 декабря 2012 года.
Этот Договор заключён в целях воспрепятствования возможности использования наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, принимая во внимание, что борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями требует использования современных и эффективных форм, методов и средств.
Согласно Договору, Таможенные органы Сторон осуществляют контроль за перемещением наличных денежных средств и денежных инструментов с использованием сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Стороны, таможенные органы которой осуществляют такой контроль.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о таможенном деле, таможенные органы не могут приостанавливать перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов в случае возникновения подозрения о возможной связи таких средств и инструментов с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Вместе с тем статья 3 Договора регламентирует приостановление перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов на основании информации, предоставляемой таможенным органом Стороны правоохранительными органами или уполномоченным органом Таможенного органа Стороны Договора.
Таможенный орган Стороны приостанавливает перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов на основании информации, предоставляемой ему правоохранительными органами или уполномоченным органом этой Стороны, и незамедлительно информирует об этом орган, предоставивший соответствующую информацию. На основе этой информации Уполномоченный орган Стороны в течение 3-х рабочих дней принимает одно из следующих решений:
• Либо о возврате этих наличных денежных средств и денежных инструментов;
• Либо о направлении в правоохранительные органы этой Стороны материалов и информации о возможной связи данных наличных денежных средств и денежных инструментов с отмыванием доходов или финансированием терроризма.
Стоит заметить, что срок приостановления перемещения наличных денежных средств или денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза не может превышать 30 календарных дней после дня приостановления.
Принятие Договора будет способствовать эффективному функционированию системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации.
Особую роль в борьбе с организованной преступностью на постсоветском пространстве играет Организация Договора о коллективной безопасности. На территориях государств - участников ОДКБ продолжается рост масштабов угрозы, исходящей от организованной транснациональной преступности, которая нередко связана с терроризмом в смысле участников террористических актов и применяемых способов, а также является одним из источников финансирования террористов. Активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом. Существует тенденция к усилению влияния криминальных групп на различные виды бизнеса не только внутри стран, но и за рубежом. Наиболее серьезная проблема – борьба с наркоугрозой. Государства – участники ОДКБ предпринимают различные меры по противодействию этим угрозам.
В соответствии со статьей 8 Устава ОДКБ государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов.
С 2003 г. под эгидой ОДКБ проводится региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В 2008 гoду решением Совета коллективной безопасности ОДКБ операции «Канал» придан статус Региональной антинаркотической операции постоянного действия, она проводится в соответствии с планом работы Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ. Председателем КСОПН является директор ФСКН России Виктор Иванов.
Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тыс. штук боеприпасов.
В 2010 г. проводилась операция «Канал-Юг» в Таджикистане, в 2011 г – «Канал-Запад» в Беларуси. С 5 по 8 июля 2012 г. проводилась операция «Канал-Восток» на обширной территории от Республики Беларусь до Китайской Народной Республики (штаб в г.Благовещенске). Общая численность задействованных в операции сотрудников составила более 44 тыс. человек, силами которых организовано 2086 совместных оперативных групп, в том числе 310 для отработки объектов железнодорожного транспорта, 124 - воздушного и речного транспорта. Выявлено свыше 800 (829) наркопреступлений, в том числе - 90 совершённых в групповой форме, 291 - связанных со сбытом, 156 - связанных с перевозкой. Возбуждено более 4 тыс. (4036) уголовных дел, из которых 683 - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. К уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечено более 500 (524) лиц, из них 66 участников преступных групп, 171 сбытчиков, 62 перевозчиков. Всего в рамках операции из незаконного оборота изъято свыше 5 тонн наркотиков, из них более 194 кг наркотических средств синтетического происхождения, 241 кг опия, 3 т. 700 кг марихуаны, 587 кг гашиша, 552 кг героина, а также более 14 тонн прекурсоров.
Более того, в рамках борьбы с контрабандой наркотиков, в 2005 году был создан специализированный орган, занимающийся вопросами координации противодействия наркоугрозе – «Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков».
С целью противодействия обороту наркотиков, 18 февраля 2011 был подписан Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Антитеррористическим центром СНГ, а 14 июня 2011 года - Протокол о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Региональной антитеррористической структурой ШОС.
4 февраля 2009 года участники ОДКБ согласовали и подписали решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования. 14 июня 2009 в Москве подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР) (временно применялось с момента подписания, ратифицировано ГД ФС РФ 23.12.2010).
КСОР являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
КСОР ОДКБ являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств-членов и формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств-членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.
Костяк КСОР составляют 98-я воздушно-десантная дивизия из Иванова и 31-я десантно-штурмовая бригада из Ульяновска. Другие члены ОДКБ выделили части постоянной боевой готовности – по батальону своих полицейских и армейских подразделений общей численностью в 17 тыс. человек. Создаваемые на коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования призваны в любой момент быть готовыми к противодействию чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику в зоне ответственности ОДКБ.
В составе КСОР также присутствует более 2 тыс. спецназовцев и бойцов МЧС. Всего насчитывается около 19 тыс. военнослужащих вооруженных сил государств-членов и сотрудников формирований сил специального назначения.
Подразделения спецназа привлекаются к выполнению задач по участию в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, пресечении актов терроризма, противодействии массовым беспорядкам, пресечении деятельности и ликвидации организованных преступных групп. Начиная с 2009 года, с контингентами КСОР ОДКБ проводятся совместные учения под условным наименованием «Взаимодействие». Они прошли на территории Казахстана, России и Таджикистана. Очередные учения КСОР ОДКБ состоятся в первой половине сентября на территории Армении.
В июне 2010 года в России прошли совместные тактико-специальные учения формирований спецслужб Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана «Кобальт-2010».
В рамках ОДКБ также Активно развивается взаимодействие специальных подразделений в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси». Основные задачи операции – противодействие распространению информации, наносящей политический, экономический и культурный ущерб интересам государств-членов. По результатам последних этапов «Прокси» приостановлена деятельность 1126 информационных ресурсов, возбуждено около полутора тысяч уголовных дел против лиц, причастных к их созданию и функционированию.
В рамках системных шагов ОДКБ по противодействию незаконной миграции и торговле людьми проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал». Только по итогам последней операции «Нелегал-2011» миграционными службами и правоохранительными органами государств – членов ОДКБ выявлено более 96 тыс. нарушений миграционного законодательства, в том числе около 76 тыс. нарушений правил въезда, выезда и пребывания; более 20 тыс. нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности; наложено административных штрафов на сумму более 3 млн. американских долларов. Выдворено в административном порядке за пределы государств – членов ОДКБ более 7 тыс. нарушителей.
Совместными усилиями спецслужб государств – членов ОДКБ - была прекращена деятельность организованного преступного сообщества (ОПС). Данное сообщество организовало наркотрафик из Афганистана транзитом через республики Центрально-Азиатского региона в Россию. Возглавлял ОПС 38-летний бизнесмен Сергей Михайлов. Установлено, что Михайлов легализовал от продажи наркотиков свыше 54 млн. руб. Вырученные деньги члены сообщества вкладывали в легальный бизнес. К примеру, лидер группировки Михайлов являлся владельцем автосервиса и ряда коммерческих предприятий, а также учредителем и спонсором уфимского футбольного клуба «Таксист».
Среди своих подельников он ввел строгую иерархию. Сообщество состояло из шести преступных групп. Численность наркогруппировки, по оперативным данным, составляла более 200 человек. В настоящее время уголовное дело в отношении Михайлова окончено. Вместе с ним к уголовной ответственности привлечены 10 человек, входивших в руководящее звено сообщества. Им предъявлены обвинения по 17 эпизодам организованной преступной деятельности.
Михайлову назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и штрафом в размере 1 млн. руб.
В 2010 году была обезврежена преступная группировка украинских «черных трансплантологов», на протяжении трех лет занимавшаяся незаконной пересадкой и торговлей человеческими органами. Члены группировки вербовали граждан Украины, России, Молдовы, Беларуси и Узбекистана и перевозили их в Азербайджан и Эквадор для трансплантации органов реципиентам из Израиля. В состав преступной группы входило 12 человек, а возглавлял организацию гражданин Израиля. В этой схеме также были задействованы четверо ведущих врачей одной из киевских клиник.
Из всего вышесказанного можно выявить, что на территории стран постсоветского пространства проводится огромная работа по противодействию организованным преступным группировкам. Обеспечение безопасности данного региона – это гарантия стабильного и успешного развития интеграционных процессов, происходящих здесь; гарантия успешного развития бизнеса, экономической кооперации и политического процесса. Поэтому очень важно сохранить набранные темпы борьбы с криминалом как на территории Российской Федерации, так и на пространстве СНГ, обеспечивая, таким образом, успешный вектор развития всего регионального объединения.
15.12.2012
Комментарии