Суды чести в МВД
В МВД существуют суды чести, только называются они по-другому - Комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике.
Ранее так называемые суды офицерской чести основывались на Приказе №883 от 2008г., который, к сожалению, а может, к счастью, утратил силу в 2013г. В ходе реализации возникли сложности с его применением.
Возможно, какую-то роль в этом сыграли и профсоюзы, потому что начались необоснованные наложения взысканий на сотрудников полиции, которые нередко шли вразрез с действующим законодательством. Бывало, человек в какой-то степени что-то нарушил, но по закону привлечь его к дисциплинарной ответственности никак нельзя было. Привлекали с помощью вот этого Кодекса профессиональной этики сотрудника органов Внутренних дел. Оказалось, это не совсем законно.
В полиции этот институт сейчас работает на принципах типового кодекса этики служебного поведения государственных служащих. Он был одобрен решением президиума совета президента РФ в 2010г. и представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики.
20.02.2016
Позднее об этом
-
14 комментариев
Сегодня суды чести военнослужащих нужны даже больше, чем во времена ССР
Суды офицерской чести в СССР имели воспитательное значение, предотвращали многие недостойные, даже аморальные проступки офицеров.
20.02.2016
Это суд, который создали сами офицеры. Воздействие через суд офицерской чести на сослуживца, совершившего какой-то проступок или неудовлетворительно выполняющего свои служебные обязанности, было гораздо сильнее, чем дисциплинарное взыскание командиров.
В наше время, по-моему, суды офицерской чести нужны даже больше, чем в советский период, когда было стыдно лишь подумать о том, что сегодня, к сожалению, стало чуть ли не нормой поведения некоторых офицеров. Это и воровство, злоупотребление служебным положением, взятки, низкие моральные качества, неудовлетворительное выполнение служебных обязанностей...
Будучи командиром части и в последующем начальником высшего учебного заведения, я часто пользовался не дисциплинарной властью, а назначал именно суды офицерской чести для рассмотрения неблаговидных поступков офицеров. И, как правило, они с пониманием относились к тем взысканиям, которые накладывали суды офицерской чести, быстрее избавлялись от тех недостатков, в которых их изобличили, и не совершали впредь тех проступков, которые привели их на товарищеский суд.
Конечно, очень важно, чтобы члены суда офицерской чести избирались на собрании офицеров.Как и раньше, нужно избирать самых авторитетных, достойных, с высокими моральными качествами, тех, кому коллектив может доверять. И принципиально члены суда должны быть независимы от командиров, на них не должно быть давления. Только в этом случае, им будут доверять.
Кстати, суды офицерской чести смогут не предполагать взыскания, а просто рассматривать проступок офицера. И уже одного этого часто будет достаточно будет, чтобы он понял ошибку и исправился. -
2 комментария
В современной армии нет условий для возрождения судов офицерской чести
Для того, чтобы тему судов офицерской чести раскрыть сполна, конечно, необходимо говорить о том, что у нас суд чести необходим там, где есть честные офицеры, умеющие постоять за свою честь. Но это тоже не все. Необходимо упомянуть другую проблему, - необходимо, чтобы офицер имел достойную жизнь, достойное обеспечение. И, естественно, такой офицер может всегда постоять за себя в том смысле, в том случае, когда вышестоящее по званию и по службе начальство принуждает его к выполнению действий, которые негожи офицерской чести. Это и провоцирует какие-то откаты, премиальные, взятки при получении очередного звания, при преодолении препятствий на почве принадлежности к национальному меньшинству. Таких пострадавших очень много, вот с такими вопросами часто в нашу правозащитную организацию приходят, жалуются. Я могу сказать точно одно, все они почему-то боятся огласки. Они настолько напуганы на работе, столько несправедливости творится у них на глазах, что офицер боится, у него страх внутри. Ну а как можно ожидать героического поступка от человека, у которого на месте, там, где ему должны привить дух смелости принципиальности, такая атмосфера страха. И чаще всего принципиальность, которую иногда они проявляют, заканчивается увольнением из рядов ВС РФ. Это как раз очень и очень мешает быть вот этой чести, этому достоинству, чтобы где-то на суде можно было реально заступиться. Они боятся, потому что не верят, что правда восторжествует. Как можно говорить о чести офицера, если им приходится избивать, что-то вымогать у солдата-срочника? Как они могут это терпеть? И куда после суда его переведут? А вы знаете, что перевод - это еще хуже обстановка. Только один выход у людей остается – увольнение со службы. Но некоторые хотят, чтобы после них хотя бы лучше стало для других.
Возрождение судов офицерской чести это очень трудная задача и вряд ли реализуемая. Для того, чтобы создалась группа, которая будет блюсти честь и воспитывать это в молодых людях, нужно создать некий клуб, сообщество, союз единомышленников-офицеров. Но это сразу объявят как нарушение законов, принятых в стране, это особенно характерно в последнее время. Это может быть вопринято руководством как оппозиция. Для широких слоев населения могут быть распространены слухи, будет объявлено об очередном разоблачении группировки предателей военнослужащих. И вот все это я слушаю, когда приходят жаловаться, и думаю, они правы. Они все это знают. Даже не знаю иногда, зачем они приходят жаловаться. Просто, наверное, им нужно где-то это высказать, чтобы их где-то профессионально выслушали, хотя бы согласились с их мнением и пожалели.
20.02.2016 -
4 комментария
Правовое государство немыслимо без общественных организаций
Можно ли обойтись без судов офицерской чести? Конечно, можно без всего обойтись, и без армии, и без государства. С моей точки зрения, если мы говорим о правовом государстве и о гражданском обществе, то без общественных организаций вообще бессмысленно говорить и о том, и о втором.
Я напомню, может быть, многие запамятовали, в свое время, как угодно можно относиться к советскому прошлому, и позитивно, и негативно, и нейтрально, но наказание по общественной линии - исключение из партии, воспринималось гораздо более острее, чем дисциплинарное наказание. Суды офицерской чести тоже были. Насколько я помню, а я имею отношение к Вооруженным силам, в свое время офицером служил, в то время они не дорабатывали. Отношение было такое, что боялись больше по партийной линии.
Мое глубокое убеждение, что суды чести не только необходимы, но они, конечно, должны быть современными. Вопрос даже не в том, необходимы ли они, а вопрос в том, какими они должны быть. Вот это в первую очередь надо обсуждать, и здесь очень много проблем. Я боюсь, что все сведется к большой показухе. Это очень большая проблема, ее надо структурно продумывать, какими суды должны быть, что они должны решать, и какие последствия решений должны быть. Здесь даже аналогию не придумаешь, это же не третейский суд и не тот суд советский офицерской чести, потому что тогда партийная линия доминировала. У современного товарищеского суда должны быть какие-то юридически значимые последствия. В противном случае, это будет все равно что собрались, пошумели, вывернули грязное белье наизнанку, измазали кого-то и на этом все закончилось. Как вариант, решение суда офицерской чести должно иметь рекомендательный характер, который имеет обязательное юридическое последствие. Например, что человек подлежит увольнению по порочащим основаниям.
20.02.2016
Ранее об этом
-
5 комментариев
Офицерская честь и успешная карьера не совместимы в условиях нынешней судебной системы
Я закончил высшее военное училище, а начинал обучение еще с Суворовского училища. С судом офицерской чести меня не связывает ничего, кроме того момента, когда я увольнялся из рядов Вооруженных сил РФ. Тогда мне предложили эту приятную процедуру пройти, чтобы уволиться как негодяю, потому что не было механизма, как офицеру в 90-е гг. уволиться без суда офицерской чести. Если суд офицерской чести ты прошел, и тебя признали негодяем, значит, тебя как негодяя увольняют, а по собственному желанию было нельзя. Меня эта чаша миновала, потому я себя негодяем не считал, и никак бы не получилось меня осудить.
Что касается возрождения института судов офицерской чести, то у меня двоякое мнение по этому вопросу. Если речь идет о том, чтобы создать некую структуру или механизм превентивного воздействия на офицеров, чтобы они не совершали преступления, то я поддерживаю эту идею. Потому как если человек в коллективе действительно не уживается, пьет, может выругаться во время занятий, плохо готовится к занятиям, которые должен проводить с личным составом, ноги ставит на стол в ротной канцелярии, курит, пускает дым в лицо, - ведет себя неподобающим образом, и все офицеры это видят, то в конечном итоге наступает чаше терпения конец. И кто-то, необязательно, чтобы это был командир, а сами офицеры могут принять решение о вынесении порицания этому офицеру. И это должно быть воздействие, чтобы, во-первых, предотвратить возможное совершение преступлений, потому что если человеку много позволять, он неминуемо к преступлению скатится, а во-вторых, таким образом расчистить дорогу нормальным офицерам, которые хотят сделать карьеру нормальным образом. Если человек на суд офицерской чести попадает, и ему выносится дисциплинарный проступок, он в последнюю очередь может получить повышение. В таком виде я идею возрождения судов офицерской чести абсолютно поддерживаю, потому что она, в том числе, и денег для государства не стоит. Это внутренняя корпоративная структура, где есть возможность рассмотреть мелкие правонарушения - и не дать шагнуть по карьерной лестнице тому, кто этого не достоин, - и исключить возможность совершения преступлений.Но меня другое беспокоит. Инициатива эта исходит не снизу, а от людей, которые занимаются непосредственно судопроизводством. Вот эта вещь мне непонятна. Потому что если мы говорим о рассмотрении судами офицерской чести каких-то уголовных преступлений, значит, надо менять Уголовный кодекс, вносить туда изменения, что вот такие-то статьи будут рассматриваться судами офицерской чести. Это будет странно. У нас тогда появятся и суды врачей, и суды учителей. Те же мелкие взятки существуют не только в среде офицеров, но даже в большей степени у врачей, учителей, у сотрудников ГИБДД. Давайте тогда всем вводить суды чести, где будут рассматриваться мелкие деяния, которые не попадают под действие УК. Это неправильно.
Когда приводят в пример страшную статистику о том, сколько преступлений совершается офицерами, совершенно необязательно такая статистика происходит потому что офицеры плохие, а зачастую потому, что система правоохранительная выстроена таким образом, что неминуемо какой-нибудь военный прокурор или следователь следственного отдела, который надзирает за конкретными подразделениями, очень нуждается в этой статистике. У меня был случай, когда ко мне приехали офицеры из элитной подмосковной воинской части. Приехали офицеры маленьких подразделений, и все они уже осуждены и не по одному разу. За превышение должностных полномочий, за взятку. Солдатик написал заявление, следователь это заявление принял, офицера вызвал, быстренько с ним провел беседу, сказал, чтобы быстро признавался, иначе "я тебя посажу, а так получишь сейчас 20 тыс. руб. штрафа, и снова в строй". Офицеры признаются, суд проходит формально. Я был в ужасе, когда увидел, что по статистике, 90% младшего офицерского состава уже осуждены за должностные преступления. И не потому, что они негодяи, а потому что хороший следователь, ездящий на белом ренжровере, имеющий хорошего папу, который его поставил на это место, вот таким образом делает себе карьеру. И учитывая, что общая статистика уголовных приговоров в стране – 99%, соответственно, офицеры тоже неминуемо попадают под эту суровую статистику. Только они более незащищенными оказываются. У них денег на адвоката нет, у них жесткая ситуация, когда им говорят, "ты снова в строй встанешь, если признаешься в совершении преступления". Признаются все 100%! При таком раскладе никакой суд офицерской чести не поможет. И когда Лебедев или председатель московского окружного военного суда говорит о том, что мы сейчас с помощью судов офицерской чести как-то снизим статистику офицерских преступлений, я с этим не могу согласиться. Не снизим, никак это не поможет, пока они не поменяют саму систему, которая просто настроена на то, чтобы осуждать всех.
19.02.2016
Комментарии