ТРУДОВЫЕ И ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГЕРМАНИИ: характерные особенности и юридические последствия

ТРУДОВЫЕ И ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГЕРМАНИИ: характерные особенности и юридические последствия

Законодательство большинства стран мира устанавливает обязательные требования для оформления сделок определенного вида, в частности, связанных с приобретением либо отчуждением недвижимого имущества, а также денежных вкладов. В таких случаях письменная форма договора, а зачастую и его нотариальное удостоверение являются обязательным условием для того, чтобы сделка была признана действительной.

Однако, при урегулировании менее значимых сделок сторонам правовых отношений, для их же удобства, предоставляется свобода выбора способа закрепления договоренностей сторон. Следовательно, в таких случаях законодательно предусмотрена даже возможность заключения устных договоров.

Это действительно в значительной степени упрощает порядок взаимодействия сторон, так как самые обыденные действия (например, покупка товаров в магазине) могли бы приносить гораздо больше хлопот, если бы все сделки должны были заключаться в письменном виде. Однако наша адвокатская канцелярия настоятельно рекомендует Вам по всем вопросам, которые выходят за рамки бытовых сделок, юридически грамотно оформлять возникшие правоотношения.

Одним из примеров легкомысленного отношения к оформлению, установленных сторонами договоренностей, стал наш клиент Петр (имя было изменено), директор предприятия, осуществляющего торговую деятельность на территории Германии и Польши. Компания нашего клиента была достаточно молодой, но активно развивающейся. Пару лет назад Петр, почувствовав финансовую стабильность, решил, что было бы неплохо также открыть филиал своей компании в России, так как страны СНГ потенциально были большим рынком сбыта товаров. Для более детальной оценки рисков и возможной прибыли необходимо было получить более точные цифры и более конкретную информацию. В связи с этим наш клиент связался со своим старым знакомым Русланом (имя было изменено), уроженцем Российской Федерации, зарегистрированным в качестве самозанятого лица, и предложил ему на платной основе выполнять поручения Петра, с перспективой занятия должности главного менеджера российского филиала компании нашего клиента, после его открытия. Руслану эта идея понравилась, поэтому он с готовностью приступил к выполнению заданий.

Взаимодействие Петра и Руслана происходило по следующей схеме: Руслан получал от нашего клиента конкретное задания (например, поиск помещения для размещения нового офиса), выполнял его в установленные сроки и предоставлял Петру отчет. При этом Руслан ежемесячно получал оговоренное сторонами вознаграждение. В письменной форме указанные правоотношения закреплены не были, так как стороны знали друг друга давно и не чувствовали никакого риска.

На такой основе наш клиент сотрудничал с Русланом около 8 месяцев. Однако за это время ситуация на российском рынке существенно ухудшилась, в связи с чем Петром было принято решение отложить открытие филиала в России на неопределенный срок. Наш клиент сообщил об этом Руслану и предупредил его, что, к сожалению, со следующего месяца услуги Руслана ему пока больше будут не нужны. Руслана эта новость шокировала, он начал давить на Петра, чтобы тот изменил свое решение, начал подозревать, что наш клиент его обманул, подыскав какого-то другого менеджера и т.п., что привело к ссоре между знакомыми. Чтобы закрыть этот вопрос окончательно, наш клиент направил Руслану письменное уведомление о том, что со следующего месяца компания в услугах Руслана не нуждается, а также выплатил Руслану соответствующее денежное вознаграждение за оказанные услуги.

Через пару недель после данного разговора Петр получил приглашение из трудового суда с просьбой явиться на предварительное слушание по вопросу незаконного увольнения Руслана. Наш клиент был озадачен таким разворотом событий, в связи с чем, принял решение проконсультироваться по этому вопросу с опытным адвокатом.

Выслушав обстоятельства дела, наш адвокат разъяснил, что в данной ситуации главной задачей является доказать, что Петр и Руслан в трудовых отношениях не состояли, так как трудовые отношения отличаются некоторой спецификой, в частности, особенной процедурой расторжения. Для этой цели адвокат запросил у Петра всю имеющуюся переписку между сторонами, подтверждения и основания перевода денежных средств Руслану, предоставляемые Русланом отчеты и прочую информацию, подтверждающую, что в данном случае речь шла не о трудовых отношениях.

Подготовив необходимую аргументацию и собрав соответствующие доказательства, наш адвокат принял участие в подготовительном судебном заседании. Представитель Руслана сообщил суду, что его клиент был незаконно уволен без соблюдения установленных законодательством сроков и без причин, исключающих социальную неоправданность согласно § 1 Закона Германии «О защите от незаконных увольнений» (Kuendigungsschutzgesetz). Основными аргументами было то, что Руслан ежемесячно получал заработную плату в установленном сторонами размере, выполнял возложенные на него работодателем, то есть Петром, обязанности и даже согласовывал с нашим клиентом время и длительность своего отпуска. В связи с этим Руслан требовал признания трудового договора не расторгнутым и выплаты ему соответствующей заработной платы.

Наш адвокат, в свою очередь, предоставил доказательства того, что в данном случае речь ни в коем случае не идет о трудовом договоре, который сторонами не был заключен, о чем также упоминал истец, а о исключительно договоре предоставления услуг. Тот факт, что заработная плата выплачивалась ежемесячно, не свидетельствует о наличии трудовых отношений, так как денежное вознаграждение за выполнение конкретных услуг перечислялось Руслану на основании выставленных им счетов. Также заявления о предоставлении отпуска не являются надлежащим доказательством, так как Руслан составлял и подписывал указанные заявления самостоятельно, таким образом, согласие на отпуск от нашего клиента не требовалось. Более того, Руслан является самозанятым лицом, а в соответствии с законодательными нормами Германии этот статус сохраняется в правовых отношениях с третьими лицами, в случае если речь идет о соответствующем независимом участке работы. При этом истец, на которого ложится бремя доказывания, не предоставил доказательств того, что выполняемые им услуги не являлись независимой работой. Следовательно, между сторонами был заключен договор на предоставление услуг, при этом расторжение правовых отношений было выполнено согласно установленным нормам законодательства.

Внимательно изучив предоставленные сторонами доказательства и аргументы, суд пришел к выводу о том, что исковое заявление Руслана является необоснованным и не подлежит рассмотрению трудовым судом, так как между сторонами не был заключен трудовой договор и, соответственно, не возникло трудовых отношений и трудового спора.

Таким образом, на указанном примере Вы можете легко убедиться, насколько значимым является юридическое сопровождение деятельности Вашего предприятия опытным адвокатом, который сумеет юридически грамотно защитить Вашу правовую позицию и отстоять Ваши интересы. При этом мы рекомендуем Вам заблаговременно получать необходимые юридические консультации с целью избежания возникновения каких-либо споров либо конфликтов с третьими лицами.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

31.05.2016

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет