Удачи Министерству юстиции на 211-ом году жизни!

Удачи Министерству юстиции на 211-ом году жизни!

Я поздравляю Министерство юстиции с праздником. И хочу помимо пожелания успехов в повседневном труде сказать еще о том, что я бы лично хотел увидеть в будущем в полномочиях этого органа. Мой взгляд, возможно, субъективен, но я старался вычитать у нас на портале «Закония» как можно больше конструктивных предложений. Среди сотен тысяч сообщений пользователей юридического форума это оказалось непросто.

Именно Минюст может   стать силой, регламентирующей соотношение нормативных актов, не противоречащих один другому и четко продуманных изначально в плане не только формулировок и понятий, но и возможности и путей исполнения. Оценка соответствия тех или иных правовых актов Конституции РФ и федеральному законодательству —  задача Минюста. Если она будет успешно решаться, законы-однодневки не будут смешить публику.

На мой взгляд, на сегодняшний день есть недостаток в том, Минюст не может включаться в механизм восстановления нарушенного законодательства, ибо у него нет таких полномочий. В развитой системе США, например, Министерство юстиции (US Department of Justice) — головное федеральное правоприменительное ведомство, а не одно из ведомств, подобных нашим. Главой Министерства юстиции США является генеральный прокурор (US Attorney General). То есть Генпрокуратура и Минюст не противостоят, а формально объединены. Получается, в Штатах теория (нормотворчество), практика (исполнение) и контроль сосредоточены в одном ведомстве. От этого оно крепче, чем у нас.

Российский Минюст сейчас активно проводит мониторинг законодательства и правоприменения. Оно констатирует нарушения, обозначает проблемы, и я надеюсь, что в будущем сможет быстро влиять на ситуацию.

И еще одно, что хотелось бы изменить в будущем, лучше в ближайшем. Руководство страны в последнее время пытается запретить сажать всех подряд по экономическим преступлениям в СИЗО на стадии предварительного следствия, а не получается, система сопротивляется. Сколько ни проси с высоких трибун судей применять залог и домашний арест, если это возможно, они понимают, что сидящий быстрее сознается, да и торопиться со следственными действиями в такой ситуации не стоит. Это происходит потому, что нынешние судьи раньше были следователями и прокурорами. И что самое удивительное, после такого судебного решения задержанный отправляется в систему ФСИН (т.е. в Минюст). Получается, Минюст вместе с руководством страны против всеобщих посадок, принимает соответствующие законы, проводится мониторинг их применения, а незаконные посадки сам Минюст (ФСИН) и выполняет.

Раньше содержание под стражей инициировал прокурор. Конечно, без злоупотреблений не обходилось, и поэтому данные полномочия забрали у прокурора и передали суду. Решили, что суд «абы кого» за решетку не отправит. А суд стал сажать всех подряд, не вникая в суть предъявленного обвинения. Прокурор хотя бы вникал.
Почему так произошло? Потому что сохраняется система. Решили наверху не сажать по экономическим статьям и что? Одним законом систему не изменишь.

Если бы Минюст, как кое-где в Европе, определял квоту посадочных мест на одного судью, это не было бы вмешательством в дела суда, это была бы просто организация процесса. Минюст знает, сколько свободных мест СИЗО, и что нельзя уклонистов от налогов или проворовавшихся директоров сажать в одну камеру с уголовниками. Он может определить квоту для каждого судебного участка, чтобы судья, например, не мог больше 20 человек посадить. А если он сажает 21-го, первого пора выпускать (предполагается, что следственные действия уже все сделаны). Смысл заключения под стражу сразу поменяется. Никто не будет ждать признательных показаний, у следствия появится мотивация предпринимать активные действия, пока обвиняемый изолирован.

Все пожелания Минюсту в двух словах и не высказать, а, тем более, сразу не реализовать. Требуется большая и кропотливая работа. Удачи в ней Министерству на 211-ом году жизни!

07.09.2012

Рубен Маркарьян

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет