ВПОЛНЕ НЕ ВПОЛНЕ ГРАЖДАНЕ

ВПОЛНЕ НЕ ВПОЛНЕ ГРАЖДАНЕ

Интересные кульбиты порой делает история. Все, некогда кем-то где-то совершенное, позже подвергшееся осуждению, вдруг возникает снова в новых формах, где-то далеко от того места, где зародилось это явление. Вот, например, взять культуру татуажа и пирсинга. Кто мог подумать, что формальная культура индейцев майя воскреснет уже у европейских народов. Но тату с пирсингом – это дело частное. Порой государства так стремятся прильнуть к корням европейской культуры, что порождают правовые парадоксы, с которыми потом остальные участники международных отношений не могут разобраться, что делать.

Ни то, ни сё

Неграждане как правовой статус появился в древней Греции, в Аттике. Таких людей греки называли Метэками, переселенцами. Метэки не имели права владеть недвижимым имуществом, жениться на гражданках, состоять в гражданских сообществах, самостоятельно обращаться в суд или к чиновникам. У каждого такого негражданина Аттики должен был быть свой покровитель, который брал на себя роль посредника между переселенцем и администрацией. И да, метэки облагались дополнительными налогами. Эта практика со временем канула в Лету вместе с античной Грецией. Юристам Священной Римской империи такие правовые ухищрения были не свойственны. И право, армия и дороги – стали почвой, на которых взросла европейская цивилизация. Так было бы и дальше, если бы Латвия и Эстония не решили бы почувствовать себя привитыми к древу греческой древности. Народы тоже, не юные, надо полагать…

После закономерного финала Союза Советских Социалистических Республик в Латвии и Эстонии, встал вопрос: что делать с теми, кто приехал в Республики Прибалтики после присоединения к СССР. Индустриализация этих республик проходила особенно интенсивно, и на новые предприятия ехали люди из разных городов и братских республик. Мечтающие о собственной национальной государственности политические элиты перестроечной Прибалтики, были уверены, что если дать статус граждан всем жителям республик, то русские, белорусы, украинцы обязательно будут тормозить национальное развитие Латвии и Эстонии. Поэтому родилась идея наградить тех, кто не являлся латышом или эстонцем и родился не, как пример, в Латвии статусом негражданин. Так родилось некое ни то, ни сё в правовом смысле.

Законы о негражданах пересматривались законодателями много раз в сторону либерализации процедуры натурализации, но тем не менее, до сегодняшнего дня еще довольно большое количество жителей Латвии и Эстонии имеют не равные права с гражданами этих стран, несмотря на то, что почти половина от общего числа неграждан родились в Латвии или Эстонии. Почти четверть миллиона владельцев латвийских паспортов являются негражданами республики. Для Эстонии этот показатель равен шести процентам населения, это около девяноста тысяч человек.

Неграждане имеют отличия в правах с гражданами Латвии и Эстонии. Так они не могут избираться и голосовать на выборах. Правда, в Эстонии возможно голосование неграждан на выборах местного самоуправления. Не могут занимать чиновничьи кресла, работать в полиции, руководить охранными компаниями, работать в авиации и руководить судоходством. Не могут совершать сделки с недвижимостью, не имея постоянной регистрации по месту жительства. Не могут путешествовать в ряд стран, которые не признают паспорта неграждан. Ну и не могут свободно передвигаться по странам Евросоюза и иметь в этих странах права на работу. Да и паспорта у неграждан Латвии и Эстонии отличного от полноценных паспортов цвета.

Он сказал: «Поехали!»

После вступления Латвии и Эстонии в Евросоюз перед многими открылись двери. И многие ими не преминули воспользоваться, чтобы уехать из прибалтийских республик. Вслед за гражданами потянулись и неграждане. Неграждане оседали в Германии, Чехии, Великобритании, обзаводясь работой, хозяйством, женами или мужьями и детьми. И с 2004-го года, когда Прибалтика стала полноправным членом Евросоюза, особый статус неграждан двух прибалтийских республик, по каким-то причинам никого в Европе не волновал. Так продолжалось примерно до 2014-го года. Что случилось, почему немецкие полицейские стали уделять пристальное внимание обладателям фиолетовых латвийских паспортов – не ясно. То ли до всех довели, что в двух европейских республиках проживает два сорта людей, то ли обладатели таких паспортов стали слишком часто попадать в полицейские сводки. Ведь действительно, на неграждан Латвии и Эстонии свобода передвижения по Европе не распространяется. Три месяца из шести. С туристическими целями. Все остальные жизненные интересы – только через общую процедуру.

Леонидс, так пишется Леонид – по-латышски, пришел в нашу канцелярию с круглыми глазами и вопросом: «Что мне теперь делать?». Для начала нужно было понять, а что, собственно, произошло. Леонидс живет и работает в Берлине с 2009-го года. Как многие латыши занят на строительных работах. Пока без семьи, но с радостью от жизни. Его доходы в Берлине позволяли помогать родителям в Латвии и жить не особо стесненно в Германии. Во время отпуска он с друзьями отправился в Польшу. Получив порцию впечатлений от отдыха, вздыхая по поводу предстоящих будней, Леонидас за рулем своего автомобиля двигался в сторону дома. Вблизи от польско-германской границы полиция остановила автомобиль Леонидаса для паспортного контроля. Латыш протянул свой фиолетовый паспорт.

- Куда вы направляетесь?

- Я еду к себе домой!

- А где ваш дом?

- В Берлине!

- Нет, ваш дом в другой стороне. Вы находитесь нелегально на территории Германии. Вы обязаны покинуть страну.

И против обладателя фиолетового паспорта возбудили уголовное и гражданское дело за нелегальное пребывание на территории Германии. Но вместо того, чтобы смиренно уехать на свою родину, Леонидас объездными путями вновь пробрался в Германию, и появился в нашей канцелярии с вопросом: «Что мне теперь делать?».

К сожалению, среди многих, кто оказался в положении Леонидаса, распространено такое явление как хитрость. Люди изворачиваются любыми способами, чтобы остаться. В результате получается еще только хуже, и то, что возможно было исправить, бывает уже непоправимым. Леонидас тоже изобразил недоумение: мол, как так, он официально работал, платил налоги, медицинскую страховку и ренту, и вот теперь должен все бросить и уехать из страны. Но, к чести нашего клиента, после того, как мы разъяснили ему правовые аспекты перспектив его дальнейшего пребывания на территории Германии, он перестал задаваться вопросом «Где же справедливость?!», а принял стратегию исправления положения, которую предложили ему специалисты в нашей канцелярии.

Но прежде всего нашим адвокатам было важно в интересах клиента, в интересах перспектив его возвращения в Германию на легальных основаниях, закрыть уголовное и гражданское дело, которые были возбуждены в отношении Леонидаса после паспортного контроля. То, как это удалось сделать адвокатам нашей канцелярии, останется тайной. Не все профессиональные секреты можно или нужно делать достоянием общественности. Важно лишь, то, что теперь ничто не препятствовало Леонидасу выехать обратно в Латвию и уже оттуда начать процесс сбора нужных документов для получения разрешения на работу в Германии. Если бы уголовное дело не было закрыто, если бы Леонидас последовал примеру иных своих соотечественников и остался в Германии нелегально, то вскоре неизбежно последовало бы выдворение из страны с дальнейшим запретом на въезд.

Леонидас оказался благоразумен. Снявшись с регистрации в Берлине, он выехал в Латвию. И сейчас при помощи наших адвокатов решается вопрос получения им официального разрешения на работу в Германии, что позволит ему находится в стране, не опасаясь за свое будущее и за добрые отношения с законом. Вовремя обратившись за адвокатской помощью, в большинстве случаев клиенты получают положительный результат в своих трудных, иногда кажущихся безвыходными, ситуациях.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

АДВОКАТСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНИИ

10.01.2018

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет