Мнение семи судей или двух – кто прав в оценке противостояния пермского бизнесмена с Газпромнефтью?
Одна за одной арбитражные инстанции своими решениями утверждают, что сеть АЗС пермского бизнесмена Николая Тихоновца была целенаправленно доведена до банкротства с целью захвата структурами Газпромнефти, предпринимателя специально подставляли под разрушающие его бизнес и жизнь действия. При этом первая инстанция суда общей юрисдикции, рассматривая уголовное обвинение в адрес Тихоновца по иску Газпромнефти, признала его виновным, правда, не настолько, чтобы изолировать его от людей, а уже вторая была так уверена в его виновности, что изменила условный срок на реальный.
В четверг, 23 декабря 2021 года, семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения жалобу ООО «Газпромнефть – региональные продажи». Тем самым подтвердив вывод Арбитражного суда Пермского края: «собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о реализации схемы создания искусственной ситуации группой Газпромнефть, при которой совершенные сделки формально соответствуют требованиям закона, но фактически направлены на доведение группы Феникс Петролеум до процедуры банкротства с целью получения выгоды и имущества группы Феникс Петролеум для ведения деятельности компании Газпромнефть по продаже топлива на АЗС в Пермском крае».
Защита бизнесмена задалась закономерным вопросом: как такое может быть, что арбитражные судьи трех инстанций общей численностью семь человек считают этот вывод очевидным, а ровно в той же ситуации два судьи общей юрисдикции увидели прямо противоположное: это Тихоновец покусился на имущество Газпромнефти тем, что «введя подчиненных ему сотрудников в заблуждение относительно якобы имеющейся устной договоренности с руководством ООО «ГПН-РП» на отгрузку топлива, дал указание осуществлять свою работу в текущем режиме, без наличия письменных распоряжений ООО «ГПН-РП» продолжать отгрузку вверенных ему ООО «ГПН-РП» нефтепродуктов на АЗС». Как выяснилось, на это топливо были выписаны накладная и счет-фактура, а через неделю после реализации «Газпромнефть–РП» направило письмо об отзыве счета-фактуры и накладной. В ходе судебного разбирательства представитель компании подтвердил этот факт. Представлены свидетельства и того, что к тому времени Тихоновец предприятием уже и не руководил. За вышеописанное деяние, по мнению судьи судья Пермского краевого суда Анны Суетиной, бизнесмен должен понести наказание в виде трех лет колонии общего режима.
Письмо с вопросом о несоответствии квалификации происходящего с «Феникс Петролеум» различными судами было направлено защитой в прокуратуру края. Там ответили, что «при оценке решений арбитражных судов в судебном заседании … суд указал об отсутствии их преюдициального значения для установления виновности Тихоновца в инкриминируемом преступлении».
Разумеется, обе стороны представляют свое видение справедливости в этой истории, свои аргументы, и ссылаются на различные нормы права. Но в той ситуации, в которой оказалось рассмотрение дел в отношении Тихоновца сейчас, самое время вспомнить даже не принципы преюдициальности, а законы иного плана – логики, в частности, второй закон Аристотеля: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно. Тихоновец либо виновен в крахе своего предприятия, либо не виновен. Пока же получается, что одни суды отказываются признать вину категорически, другие – считают виновным и ужесточают наказание. Кто прав?
ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» продолжит отслеживать этот уникальный с точки зрения правоприменения судебный спор и знакомить читателей с принимаемыми решениями и действиями сторон.
Как сообщалось ранее, владелец сети АЗС «Феникс Петролеум» Николай Тихоновец заключил договор коммерческой концессии с ООО «ГПН-РП», по которому должен был за свой счет провести ребрендинг части заправок принадлежавшей ему сети АЗС, чтобы получить право на использование бренда Газпромнефть при продаже топлива. Велись переговоры о приобретении ООО «ГПН-РП» всего бизнеса Тихоновца. На ребрендинг он потратил более 600 млн личных и заемных средств. Одновременно с затягиванием сделки «Газпромнефть – Региональные продажи» навязало буквально силой договор поставки топлива, по ценам выше предыдущего поставщика. В случае неповиновения ГПН-РП мог наказать Тихоновца, остановив работу станций принудительно, т.к. на всех заправках была установлена автоматизированная система управления ООО «ГПН-Мобильная карта». Впоследствии уже по другому поводу эта мера в отношении сети АЗС была применена.
Эти факторы вместе взятые привели к появлению у ООО «Феникс Петролеум» долгов перед кредиторами. Краха предприятия можно было избежать, заключив сделку купли-продажи бизнеса, давно обсуждаемую «партнерами» и одобренную ФАС. Вместо этого ООО «ГПН-РП» выходит из сделки, и получает в собственность обанкротившуюся сеть АЗС по цене в пять раз ниже рыночной. К этому «Газпромнефть – Региональные продажи» добавило уголовное преследование Тихоновца. Суд первой инстанции дал три года условно, судья апелляционной инстанции – Пермского краевого суда – Анна Суетина с учетом требований истца сделала этот срок реальным, хотя обвинение об этом не просило. Подробнее об этой истории – в журналистском расследовании ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» «Пермский захват».
29.12.2021
Комментарии на форуме