Совет муфтиев России

САЛИХОВ КАМАРИТДИН БАГАУТДИНОВИЧ

Родился в 1891 году в деревне Альшик Буинского района Татарстана в крестьянской семье. В 1912 году окончил Буинское медресе, после чего там же работал преподавателем, в 1917-1924 году являлся имам-хатыбом в деревне Утямишево Тетюшского района Татарстана. В 1920 году был арестован в Буинске по обвинению в контрреволюционных действиях и приговорен к лишению свободы, однако примерно через год его выпустили, как выходца из бедной крестьянской семьи и «красного муллу» (лояльного к советской власти), за которого вступились односельчане.
В 1924 году Камаритдин Салихов переехал в деревню Кильдуразы Буинского района, где выполняя обязанности муллы, еще и работал столяром и пчеловодом в колхозе. Но в 1931-1932 годах был снова посажен в тюрьму Буинска на 2 года, а семья была раскулачена. В 1937-1940 годах работает бригадиром артели «Заречье» в Казани, а в 1940-1945 годах – директором магазина.
В 1945 году Камаритдин хазрат возвращается к религиозной деятельности. С 1945 по 1952 году он служит имам-хатыбом казанской мечети «Марджани», а с 1952 по 1956 - в астраханской соборной мечети.

26 июня 1956 года Камаритдин Салихов зарегистрирован в качестве имам-хатыба московской Соборной мечети. Ему было суждено сыграть видную роль в жизни московской мусульманской общины в сложный период конца 50-х - начале 60-х годов. Одновременно с Камаретдин хзратом вторым имамом становится Ахматзян Мустафин.

Уполномоченный по делам религии в своей характеристике на имам-хатыба в 1958 году отмечал, что Камаритдин хазрат снискал у верующих большое уважение. Посещаемость мечети при нем постоянно росла. Ежедневно на полуденном намазе собиралось 150-200 человек, а по праздникам – до 3 тысяч.

Наряду со свободным владением арабским языком, широкой образованностью и ораторским даром его отличали также блестящие организаторские и дипломатические способности. Именно благодаря этому мусульманская община Москвы в трудные году хрущевской антирелигиозной кампании сумела не только сохранить мечеть, но и существенно расширить свою религиозную деятельность.

Так во второй половине 50-х годов огромную роль приобрела международная деятельность московской Соборной мечети. Начало работы Камаритдин хазрата совпало с визитами в Москву глав мусульманских государств: шахиншаха Ирана Реза-шаха Пехлеви, президента Индонезии Сукарто, президента Сирии Куатли, которые посещали мечеть для богослужений.
В июле-августе 1956 года в составе советской делегации из 20 человек совершает Хадж. На обратном пути паломники сделали остановку в Каире, где посетили университет Аль-Азхар и встретились с его шейхом А.Тажем.

В 1957 году Камаритдин Салихов выступает по-арабски на радиопередачах, которые транслировались страны арабского мира, посещал посольства мусульманских стран, встречался с многочисленными иностранными гостями в стенах мечети. Также известна его встреча с легендарным маршалом Г.К. Жуковым, посетовавшим ему: «Молитесь за нас Богу, а то всех сажают, снимают, отправляют, жизнь становиться страшной».

Именно во время работы имам-хатыбом Камаритдина Салихова религиозное общество мусульман Москвы неоднократно ставит вопрос пред властями о передаче в пользование прихода одного из трех домов флигелей, построенных во дворе мечети мусульманами еще до революции. И в августе 1958 года власти разрешили построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью 250 кв.м. Однако полной передаче здания приходу не произошло, оно было передано на правах аренды в 1960 году.

Так же несмотря на идеологический диктат Религиозному обществу мусульман Москвы удалось упрочить положение мечети, которая стала центром мухатсибата ДУМЕС по Московской и Горьковской области, Чувашской и Мордовской АССР.

Такая активная деятельность имама не могла быть не замечена антирелигиозными властными организациями, которые в июне 1960 года разворачивают в газетах кампанию по дискредитации Камаритдин хазрата, продолжавшуюся до самой смерти. Такие события плохо сказываются на здоровье имама, он заболевает болезнью крови, от которой в 1963 году умирает. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище.

Сохранились цитаты некоторых проповедей Камаретдин хазрата, призывавшего мусульман к образованию, говорившего о неразделенности в Исламе научного и религиозного знания:
«Для Ислама самым нужным делом является учение, письменность, накопление знаний».
«Наша религия всегда уважала науку и говорила о ее необходимости для развития человеческого ума и его творческих способностей».

«…давать ребенку общее развитие ума с целью оберегать его в будущем от всяких трудностей жизни…»