Слюсарь Наталья Борисовна

Директор Департамента конкурентной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

«ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ»

Правовые институты Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: их задачи и функции

 

Три года тому назад был подписан Договор о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Таможенный союз определён как форма торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

 

Попытки создания Таможенного союза ведутся уже с 1995 года в рамках СНГ. Отличием принятых политических договоренностей в 2007 году является построение реальных правовых институтов, подписание международных договоров, которые позволяют свидетельствовать о формирование договорно-правовой базы необходимой для экономического сотрудничества в рамках такой формы интеграции, как таможенный союз.

 

В то же время следует учитывать, что в Договоре о формировании Евразийского экономического сообщества (2000 г.) одной из основных задач сотрудничества в рамках ЕврАзЭС - является создание эффективного процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. И сформированный на настоящий момент Таможенный союз (или как говорят журналисты Союз трех государств) на основании Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года - это Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС. Это значит, что его членом может стать только государство-член ЕврАзЭС.

 

В этой связи и ряд институтов ЕврАзЭС принимают решения по вопросам Таможенного союза

 

Таким органом в первую очередь является Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (Высший орган таможенного союза). Он построен на двух уровнях - на уровне глав государств и на уровне глав правительств. Основной задачей Совета является принятие решений, которые носят обязательный характер на территории государств - членов Евразийского экономического сообщества и подписание международных договоров, а также принятие этих международных договоров. Решения по вопросам Таможенного союза применяются членами Межгоссовета от государств-членов данного Союза.

 

В Евразийском экономическом сообществе в настоящий момент членами являются пять государств - это Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. (Узбекистан "заморозил" своё членство.) Статус наблюдателей в ЕврАзЭС имеют Армения и Украина.

 

2. Помимо Межгосовета по вопросам таможенного союза вправе принимать решения и Суд ЕврАзЭС. Суд ЕврАзЭС так и не был создан как самостоятельный суд. Его функции по соглашению с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС выполняет Экономический суд СНГ. В соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор о формировании Евразийского экономического сообщества, после объединения таможенных территорий Договаривающихся Сторон, формирующих Таможенный союз, Суд Сообщества:

 

1) рассматривает дела о соответствии актов органов таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;

 

2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов таможенного союза;

 

3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза. Актов, принятых органами Таможенного союза;

 

4) разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в таможенный союз, а также между государствами-членами таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза.

 

В отличие от ЕврАзЭС, где исполнительным органом органом является Интеграционный комитет в Таможенном союзе им является Комиссия таможенного союза. В 2007 году подписан Договор о Комиссии таможенного союза. Данный договор ратифицирован всеми государствами участниками и вступил в силу.

 

В соответствии со статьей 7 данного Договора Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер. При этом голоса между Сторонами распределяются следующим образом:

 

Республика Беларусь - 21, 5;

 

Республика Казахстан - 21,5;

 

Российская Федерация - 57.

 

Комиссия на основании рассматриваемого Договора наделена рядом функций. Это исполнение решений высшего органа, осуществление мониторинга исполнения международных договоров, разрабатывание при участии правительств Сторон рекомендаций для высшего органа; обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров; оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд ЕврАзЭС; выполняет функции депозитария. Комиссия может осуществлять и иные функции которые ей будут передаваться на основании международных договоров.

 

Так, на основании достигнутых международных договоренностей Решением Межгоссовета Комиссии переданы функции по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.

 

Решения Комиссии исполняются напрямую и вступают в силу, как это записано в статье 8 Договора о Комиссии таможенного союза, не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования. Это давольно вольная формулировка. Что такое "через месяц со дня их официального опубликования решений"? Это 30 или 31 день, 28 или 29. Секретариат Комиссии таможенного союза полагает необходимым считать месяц, как 30 календарных дней.

 

И еще раз о статусе решений Комиссии таможенного союза. В соответствии с Решением Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 15 "Решение Комиссий Таможенного союза, носящие обязательный характер в соответствии с Договором, подлежат непосредственному применению в государствах-участниках Таможенного союза, имеют юридическую силу актов, издаваемых теми государственными органами и должностными лицами государств-участников Таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи комиссии, и соответствующих полномочий".

 

Официальными источниками опубликования решений органов Таможенного союза является официальный сайт Комиссии таможенного союза tsous.ru. - это электронные СМИ Комиссии Таможенного союза и печатное издание - это "Вестник Таможенного союза". В настоящий момент они получили регистрацию в Российской Федерации, по месту нахождения Комиссии таможенного союза.

 

В рамках Таможенного союза создан еще один правовой институт представляющий квази-судебную процедуру по оспариванию хозяйствующими субъектами решений Комиссии таможенного союза.

 

Положение об Экспертном совете было принято Межгоссоветом 27 ноября 2009г. Его электронную версию можно получить на сайте Комиссии таможенного союза.

 

В соответствии с указанным Положением даётся право хозяйствующим субъектам обратиться в Экспертный совет с обжалованием решений Комиссии Таможенного союза. Состоит этот Экспертный совет из представителей экспертов от трёх государств. Будут собираться согласительные комиссии по 3 эксперта от каждой стороны. В Положении заложена форма обращения заявления, которое направляется в Секретариат Комиссии таможенного союза. В течение 10 дней заявитель получит ответ, принято его заявление или отклонено от рассмотрения, в связи с несоответствием форме обращения. В случае принятия заявления к производству сформированная согласительная комиссия для его рассмотрения примет решение рекомендательного характера и направит его в Комиссию. В ходе осуществления производства стороны спора могут непосредственно высказать мнение экспертам, представить необходимые материалы.

 

Секретариат Комиссии таможенного союза - аппарат Комиссии таможенного союза, обеспечивающий подготовку необходимых материалов для работы указанных органов Таможенного союза.

 

Сегодня в Секретариате уже создан ряд подразделений. Это Административный и Правовой департамент, Департамент таможенного администрирования, а также департаменты таможенно-тарифного и не тарифного регулирования, торговой политики. Позднее будут созданы центр таможенной статистики и Департамент технического регулирования.