Слюсарь Наталья Борисовна

Директор Департамента конкурентной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ

 

Н.Б. СЛЮСАРЬ

 

Н.Б. Слюсарь, руководитель Правового департамента Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, кандидат юридических наук.

 

В качестве основной цели Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) зафиксировано формирование Единого экономического пространства.

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается правительствами государств - членов ЕврАзЭС как одно из ключевых направлений подъема экономик стран Сообщества. При этом государства определили, что это послужит повышению уровня и качества жизни населения на основе развития конкурентоспособной продукции (работ, услуг) с высокими техническими и потребительскими характеристиками, повышению экспортного потенциала экономик государств, созданию новых рабочих мест.

В рамках СНГ заключен ряд соглашений, направленных на развитие сотрудничества в научно-технической области. Они действуют и на пространстве ЕврАзЭС. Однако представляется, что без определения приоритетных и соответственно взаимно интересующих государства - членов ЕврАзЭС направлений науки и технологий для разработки совместных специальных целевых программ, выработки единых правовых механизмов и их принятия, направленных на защиту результатов научно-технической деятельности, а также создания единого образовательного пространства такое сотрудничество остается без импульса для развития, декларативно провозглашенным соглашениями СНГ.

Следует отметить, что работа по всем этим направлениям в рамках ЕврАзЭС уже проводится. Так, в соответствии с Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы, утвержденными решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 г. N 152, проводятся консультации с компетентными органами государственной власти в области образования и науки, а также со специалистами и видными научными деятелями государств - членов ЕврАзЭС с целью определения перечня приоритетных направлений науки и технологий для Сообщества. Это весьма сложная работа, которая связана с проведением анализа поступивших предложений из государств по принятию программ, направленных на реализацию той или иной научно-технической разработки. Однако представляется, что их непосредственное детальное рассмотрение и принятие возможны после одобрения главами правительств ЕврАзЭС приоритетных направлений науки для всех государств на ближайшие и последующие годы.

С учетом законодательного закрепления, например, в России основных направлений государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности <*>, возможно определение таких приоритетных направлений научно-технического сотрудничества, которые связаны с разработкой охраноспособных объектов интеллектуальной собственности, и иных результатов научно-технической деятельности, обеспечивающие наибольшую социально-экономическую эффективность. Особое внимание, в частности, следует уделить использованию работ военного, специального и двойного назначения. Впоследствии необходимо четко идентифицировать эти результаты с учетом возможности их реализации в гражданской сфере как конечного продукта.

--------------------------------

<*> Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863, распоряжение Президента Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р.

 

Решение следующей задачи по развитию научно-технического сотрудничества связано с обеспечением правовой охраны интеллектуальной собственности.

При этом должны быть обеспечены:

защита прав и законных интересов авторов, организаций-разработчиков и инвесторов, включая государство, создание действенных организационно-правовых механизмов выявления и пресечения нарушений прав;

четкая регламентация осуществления правовой охраны и защиты результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств бюджета государства и охраняемых в режиме коммерческой тайны.

Формой реализации этой задачи в ЕврАзЭС определены два договора, разработка которых намечена на 2005 - 2006 гг., это:

о единой политике в области торговых аспектов прав на интеллектуальную собственность и

о единой политике в области охраны прав на интеллектуальную собственность.

Представляется, что указанные договоры должны учитывать универсальные международные стандарты и правила ВТО, касающиеся этой области. Этой позиции тем более целесообразно придерживаться, учитывая тот факт, что все государства - члены Сообщества ведут работу по присоединению к ВТО, а Кыргызская Республика уже является ее членом. Следовательно, национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области интеллектуальной собственности будут приводиться в соответствие с нормами и положениями ВТО, в частности Соглашения ТРИПС.

В области создания единого образовательного пространства в целях сохранения связующей научной составляющей между учеными и специалистами наших государств уже сегодня в ЕврАзЭС разработан и принят ряд соглашений в социальной и гуманитарной сферах.

Это, в частности, такие межправительственные соглашения, как:

о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях;

о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения;

о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений;

о сотрудничестве в распространении массовой информации и

о сотрудничестве в области библиотечного дела.

Основной целью этих документов является, как было отмечено выше, формирование единого информационного и образовательного пространства, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан, создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры, гармонизация законодательства в обозначенных сферах относится к числу приоритетных направлений интеграционного взаимодействия наших государств.

Однако анализ реформ образования в странах ЕврАзЭС показал наличие различных подходов и темпов их проведения. Безусловно, на темпы и подходы реформирования образования в государствах - членах ЕврАзЭС оказывают влияние различные уровни экономического развития государств и их национальные особенности. Но путь интеграции и развития научно-технического сотрудничества обязывает нас поддерживать общие традиции образования, вырабатывать единые подходы в его реформировании, создавать прочные связи образовательных учреждений государств ЕврАзЭС.

В этой связи представляется необходимым:

1) наладить на постоянной основе обмен опытом и повышение квалификации руководителей образовательных учреждений и их преподавательского состава, причем как высших, так и начальных, средних и средне-профессиональных образовательных учреждений;

2) подготовить методические рекомендации по учебным программам и курсам, в том числе касающиеся преподавания русского языка, обеспечить их издание в количестве, необходимом для полноценного обмена;

3) нужно создать единый банк данных образовательных и научно-исследовательских учреждений государств - членов ЕврАзЭС по соответствующим специализациям, готовых принять для обучения и защиты диссертационных исследований иностранных русскоязычных граждан;

4) регулярно проводить различные форумы, научно-практические конференции и "круглые столы" с представителями научных кругов государств - членов ЕврАзЭС по вопросам реформирования образования и научной деятельности;

5) осуществлять обмен учебной литературой;

6) наладить выпуск изданий научного и публицистического характера для разных возрастных категорий обучающихся;

7) подготовить и ввести предметы, позволяющие ознакомиться с особенностями геополитического, экономического и правового характера государств СНГ.

Такое сотрудничество в сфере образования позволит в дальнейшем сориентировать научно-исследовательскую работу государств. Вести научно-исследовательскую работу, не оторванную от жизни, а имеющую перспективу практической реализации.