МУЗЕЙ ПРАВА

Германцы и их «правда»


Германцы и их «правда»


Когда Западная Римская Империя пала, на ее развалинах были созданы новые государства варваров. Совсем недавно эти объединения германцев составляли всего лишь военные, но не политические, союзы; теперь же перед их предводителями — конунгами — стала необходимость легитимировать свои территориальные приобретения и добиться упрочения власти. Для этого в каждом варварском королевстве были составлены своды законов.

По аналогии с первым древнерусским сборником законов — «Русской правдой» — западноевропейские законодательные акты также принято называть «правдами», хотя в латинском оригинале речь идет всего лишь о «lex», т. е. «законе». После обязательного «lex» в названии свода следует указание на его племенное происхождение — «Lex Baiuvariorum» или «Баварская правда»; «Lex Saxonum» или «Саксонская правда» и так далее.

Время создания этих уникальных раннегерманских сводов варьируется между V и IX вв. Это можно объяснить разными процессами развития государственности: те германские племена, которые принимали непосредственное участие в захвате римских земель и быстрее образовали собственные государства, были вынуждены раньше прибегнуть к законотворчеству; другие же, например, саксы, после падения Империи продолжали жить на исконных землях теми же военно-племенными союзами и не помышляли о смене социально-политического устройства.

Варварские «правды» создавались в непосредственной близости от ареала распространения римского права. Однако элементов последнего в них практически нет. Это объясняется тем, что, как и «Русская правда», мы имеем дело с первыми записями обычного германского права — многие юридические формулы, упомянутые в «правдах», являются рудиментами догосударственной истории племен. Однако, разумеется, встречаются и новые явления. В качестве примера германского свода законов раннего Средневековья возьмем самую знаменитую «правду» так называемых салических франков, которые в конце V века во главе со знаменитым Хлодвигом захватили Галлию. От салических франков ведет свое начало современная история Франции.

Разумеется, с позиции сегодняшнего права «Салическая правда» кажется нам достаточно примитивной. Но тем не менее в ней определены все основные положения, касающиеся социально-экономического положения граждан франкского государства. Обращает на себя внимание то, что за все преступления, включая убийство, вместо тюремного заключения подразумевается лишь уплата штрафа. Естественно, эти суммы варьируются в зависимости от тяжкости правонарушения: «цена» за убийство дружинника, свободного крестьянина или раба разная. Также взимаются штрафы за кражу имущества как движимого, так и недвижимого. Поскольку особенной возможности занять чужой дом в то время не существовало, то угрозой для «частной» жизни общинников служила кража изгороди, отделявшей земли крестьянина от соседа. Особенно сурово карается присвоение чужого скота, лошади — главного помощника крестьянина — или орудий труда, что кажется очевидным, ведь общинник зарабатывал свой хлеб работой на земле. Однако у ученых существуют серьезные сомнения, действительно ли виновные выплачивали штрафы: в то время монет в свободном доступе практически не было, поэтому, по всей видимости, вместо денег штрафы отдавались продуктами.

Во времена записи «Салической правды», равно как и других варварских «правд», основой государства была пока еще свободная крестьянская община. Самым показательным примером этого служит статья «Салической правды» о переселенцах: если какой-то человек захочет переселиться с одной общинной земли на другую, то он должен спросить разрешения у всех членов новой для него общины. Но в случае отказа хотя бы одного из общинников он обязан вернуться в прежнюю общину. Это доказывает, что феодальные отношения в эту эпоху не начали складываться, хотя некоторые школьные учебники ошибочно утверждают обратное. При этом позиции короля и его дружины не ставились под сомнение.

Отдельно в документе упоминаются рабы. Они не были наследием римского владычества во Франции, а появились благодаря успешным военным операциям Хлодвига и его преемников. Раб не занимался тяжелым физическим трудом, а был кем-то наподобие слуги. У него были весьма реальные шансы по воле хозяина получить полную личную свободу, получив статус «вольноотпущенника». Поскольку такая процедура неоднократно упоминается в источнике, видимо, она происходила достаточно регулярно.

Самым знаменитым разделом «Салической правды», который повлиял на дальнейшую историю Европы, было наследование имущества. По франкскому документу, все имущество передавалось по мужской линии, что исключало даже малейшее участие женщин в подобных вопросах. Впоследствии этот принцип позволил юристам отвергнуть притязания английского монарха на французский престол, поскольку Эдуард III был родственником французского правящего дома по женской линии.

Варварские «правды» рисуют нам любопытную картину Европы раннего Средневековья и, как это ни парадоксально, в исторической ретроспективе могут считаться прародителями и первыми зачатками современных правовых систем западноевропейских государств.