Москалькова Татьяна Николаевна

Выступление Татьяны Москальковой на круглом столе «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних и развитие ювенальных технологий»

 

Сегодня можно с уверенностью и огромным сожалением констатировать, что наша страна тяжело больна, и имя этой болезни – наркозависимость. В Стратегии национальной безопасности РФ наркомания называется одной главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.

Обеспокоенность общества данной проблемой в очередной раз усилилось несколько недель назад, когда все средства массовой информации облетели цитаты из очередного доклада управления ООН по наркотикам и преступности, в котором фигурировали по-настоящему устрашающие цифры и факты. Эксперты из разных стран установили, что в России ежегодно потребляется 21% распространяемого в мире героина, самого смертоносного из наркотиков, в результате чего в РФ ежегодно умирают 30-40 тыс. человек. При этом правоохранительные органы изымают всего 4% героина, ввозимого на территорию нашей страны.

Во многом, эти оценки сходятся и с официальными данными ФСКН. Конечно, нельзя не отметить, что за последние годы российское Правительство резко активизировало усилия по противодействию проникновению наркотиков в страну. В этом процессе велика роль Государственного антинаркотического комитета, а также Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в рамках деятельности которой, начиная с 2005 года в России осуществляется федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».

Целью программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16-20% по сравнению с 2004 годом. Подведение итогов ее реализации продемонстрирует, удалось ли хотя бы частично добиться решения этой задачи. Однако те же эксперты ООН утверждают, что за последние 10 лет количество наркоманов в России увеличилось в 10 раз, что вновь наталкивает на весьма пессимистичные рассуждения. Главной причиной столь плачевной ситуации называется уровень коррупции, который высок как в самом Афганистане, являющемся основным поставщиком наркотиков на мировой рынок.

Для преломления подобных тенденций в сентябре этого года Президент Дмитрий Медведев предложил разработать стратегию государственной антинаркотической политики и конкретный план ее реализации, который должен предусматривать соответствующее обустройство и специальное техническое оснащение госграницы, результативный контроль над передвижением через нее не только людей, но и всех грузов, а также общегосударственный мониторинг наркоситуации в стране и постоянную оценку действенности предпринимаемых мер.

Также Дмитрий Анатольевич подписал Указ «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ». Важным шагом, направленным на реализацию инициативы Президента, стало и утверждение в октябре Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

Однако, разумеется, в этом направлении еще многое предстоит сделать, в первую очередь, в области законодательного обеспечения борьбы с наркотической заразой. Ключевым законодательным актом в области противодействия накроторговле является Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (вступил в силу 8 января 1998 года), однако его систематические нарушения, о которых свидетельствуют масштабы деятельности преступников, явно демонстрируют нам необходимость совершенствования нормативной базы по данному вопросу. Конечно, работа по решению этой задачи идет уже давно.

Так, например, в 2009 году Государственной Думой был принят закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ)» (вступил в силу 1 июля 2009 года); в 2006 году - закон «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о крупном и особо крупном размерах наркотических средств и психотропных веществ, а также их аналогов)» (вступил в силу 11 января 2006 года).

Важнейшим вкладом законодателей в дело борьбы с распространением наркотиков стало принятие в 2007 году закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу 25 июля 2007 года), устанавливающего особый порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота. Должен способствовать повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, используемых для их производства и изготовления принятый в том же 2007 году закон «О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (по вопросу о контрабанде психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ)» (вступил в силу 11 декабря 2007 года).

Продолжает совершенствоваться и ювенальное законодательство, что особенно значимо, учитывая пугающие масштабы потребления наркотиков несовершеннолетними. Безусловно, этот вопрос продолжает вызывать дебаты в обществе, однако подобная дискуссия должна способствовать достижению консенсуса и эффективному применению ювенального права на территории России.

Кроме того, с целью усиления международного сотрудничества был разработан ФСКН и утвержден Правительством России типовой проект Соглашения между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и компетентным органом иностранного государства о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Заключение подобных соглашений должно стать залогом успешности участия нашей страны борьбе с распространением наркотиков в международном масштабе.

Необходимо помнить и о других международных договорах, к которым присоединилась Россия. К ним, в первую очередь, относятся Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с Протоколом о поправках к ней), Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Нормативная база противодействия наркоторговле существует и на постсоветском пространстве. В 2000 году было заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Спустя 2 года была одобрена Концепция сотрудничества государств–участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

В 2004 году было принято решение о создании в составе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств–участников СНГ структурного подразделения по координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров и его региональной оперативной группы в центрально-азиатском регионе. В 2007 году Совет глав правительств СНГ поручил Исполнительному комитету СНГ организовать подготовку и согласование проектов межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2008 – 2010 годы.

В рамках ОДКБ в последние годы также были приняты важные решения по данному вопросу, например, решение о  координации деятельности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне; создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ; принята Программа совместных мер в рамках ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом и наркоугрозой. Наконец, в рамках Шанхайской организации сотрудничества 27 марта 2009 года был принят План действий государств–членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.

Все вышеприведенные данные наглядно демонстрируют нам, что руководство России совместно с нашими союзниками прилагает активные усилия в деле противостояния международной наркомафии. Однако преступники не устают изобретать все более изощренные способы нарушения закона, жертвами которых каждый год становятся десятки тысяч россиян. На руку злоумышленникам играет и бич нашей страны – коррупция, на противостояние которой должны быть брошены все здоровые силы российского общества. Только устранив корни проблемы, мы сможем встать на путь к победе над наркотическим злом.