«Это беспрецедентный случай — впервые после обсуждения Конституции в 1993 году на всеобщее обсуждение выносится комплексный законопроект»,— отметила Татьяна Москалькова на состоявшейся сегодня пресс-конференции, комментируя закон «О полиции».
Напомним, на всех интернет-порталах (в частности, на сайте «Российской газеты» и по адресу www.zakonoproekt2010.ru), где размещен законопроект, идет его открытое обсуждение. Все замечания изучаются и систематизируются группой экспертов-криминалистов ВНИИ МВД РФ, затем передаются в экспертный совет при МВД РФ, куда, помимо сотрудников органов внутренних дел, входят также представители адвокатуры, судейского корпуса, ученые, правозащитники. В дальнейшем обработанные данные поступают Президенту России, который должен решить, какие предложение и замечания учесть в законе. По словам Татьяны Москальковой, на данный момент поступило уже более 20 тысяч различных комментариев и предложений, из них для дальнейшего рассмотрения отобраны около пяти тысяч.
Одну из самых бурных дискуссий, отметила Татьяна Москалькова, вызвала смена названия — милиции на полицию. «Но это далеко не главное в законе, а все разговоры об огромных материальных затратах при смене вывески — миф,— заявила депутат Госдумы.— Потому что не будет изменений в бланках, в названиях подразделений органов внутренних дел. Полиция — это вид деятельности, главная составляющая часть органов внутренних дел. Просто назрела необходимость коренных изменений, в том числе и в плане расширения и укрепления правовых и социальных основ деятельности милиции».
Татьяна Москалькова выделила несколько главных нововведений, которые предусматриваются законопроектом. Во-первых, это централизация всей системы органов внутренних дел, уход от двойного подчинения, без разделения на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Финансироваться полиция будет исключительно за счет средств федерального бюджета.
Во-вторых, полицейских в перспективе освободят от несвойственных им функций, как-то: конвоирование следственно-арестованных в СИЗО, «заведование» медвытрезвителями, выдворение иностранных граждан за пределы России, доставка призывников в военкоматы и так далее. «Функции эти перейдут в ведение других ведомств: призывники — в военкоматы, медвытрезвители — медикам, нелегалы — в ФМС»,— подчеркнула Татьяна Москалькова (отметим, что, тем не менее, в новом законопроекте все вышеперечисленные функции сохраняются в перечне обязанностей полицейских — прим. ред.).
Третье значительное и необходимое нововведение — социальные гарантии и денежное содержание. «Закон о монетизации лишил милиционеров льгот на проезд в общественном транспорте и оплату жилья и коммунальных услуг, а новый Жилищный кодекс — возможности получения жилья на условиях социального найма. В новом законопроекте все эти гарантии прописаны. Хотя сами сотрудники органов внутренних дел в своих замечаниях по поводу закона высказываются о том, что гарантии надо прописать более подробно»,— сообщила Татьяна Москалькова.
Еще одним важным пунктом законопроекта депутат Госдумы назвала расширенный контроль над деятельностью полиции — с одной стороны, это надзор вышестоящего руководства, с другой — общественности (для этого создаются общественные советы при УВД-ГУВД). Предусмотрены также обязательные отчеты о работе участковых уполномоченных полиции перед гражданами и регулярные отчеты руководителей региональных управлений внутренних дел перед местным Заксобранием.
«Меняются и критерии оценки работы полиции. Теперь главное — это не статистика и отчетность, а общественное мнение. Мне, например, импонирует опыт белорусской милиции, где проводится опрос жителей о работе правоохранительных органов и по 100-балльной шкале выставляются оценки»,— отметила Татьяна Москалькова.
Что касается ГУВД по Свердловской области, то, по словам московской гостьи, никаких структурных потрясений в связи с новым законом здесь не будет. «Численность свердловской милиции сейчас составляет 36 тысяч человек. Планируется сокращение семи тысяч человек, в первую очередь, за счет некомплекта и сотрудников, достигших предельного возраста по службе. Никаких массовых переаттестация и репрессивных чисток не будет,— сообщила Татьяна Москалькова.— Но обязательно сохраним высокопрофессиональное ядро. Ведь свердловская милиция хорошо делает свою работу, о чем свидетельствует и раскрываемость преступлений, особенно тяжких и особо тяжких. Мы также надеемся, что с возвращением социальных гарантий и возможности получить жилье в свердловскую полицию придут новые профессиональные сотрудники, а, может быть, это удержит и тех, кто сейчас собирается уходить».
Татьяна Москалькова также отметила, что те сотрудники милиции, которым «претит новое название», могут уволиться со службы со всеми положенными выплатами. В отношении тех сотрудников, кто будет сокращен, специальная кадровая комиссия рассмотрит вопрос дальнейшего трудоустройства.
«Закония» в соц. сетях