Драпеко Елена Григорьевна

О пенсионной реформе и российском бюджете

 

Депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Госдуме Елена Драпеко побеседовала с собкором SakhaNews в Санкт-Петербурге Виктором Червинским о пенсионной реформе и российском бюджете. 

- В Государственной Думе V созыва я представляю Ленинградскую и Псковскую области, а также Карелию. За первые полгода работы наша фракция «Справедливая Россия» внесла около ста законопроектов. Некоторые из них приняты. Поскольку наша фракция ориентирована на решение социальных проблем, то, в первую очередь, мы добиваемся увеличения заработной платы, социальных выплат и расходов на социальные нужды граждан. 

Мы готовили законопроект о повышении оплаты труда, которая у нас, к сожалению, отстает от темпов роста экономики. Внесли также законопроект о повышении пенсий. Тем более что Правительство признало, что зурабовская пенсионная реформа была неудачной: в результате этой реформы разрыв между зарплатой и пенсией в стране увеличился. 

Пять лет назад так называемое замещение зарплаты пенсией составляло 24%, а сегодня – 17,4%. Согласно международным обязательствам России, подписавшей в свое время конвенцию МОТ о пенсионном обеспечении, это замещение должно быть не менее 40%. То есть те обязательства, которые страна на себя взяла, не выполняются. 

Поэтому мы предложили другой вариант пенсионной реформы. Чтобы базовую часть пенсии, которая не зависит от стажа, напрямую выплачивали из бюджета РФ. А страховую часть, которая зависит от стажа и зарплаты, вернуть снова в систему социального страхования и сделать ее солидарной. 

- Но ведь система социального страхования у нас находится в руках государства?

- Да, система социального страхования, за которую отвечали профсоюзы, была у нас практически ликвидирована, а пенсионный фонд стал государственным. Но на самом деле фонд социального страхования был создан в России в 1903 году. Это был солидарный фонд, который создали рабочие для взаимопомощи. И он всегда был общественным, коллективным. Профсоюзам он был дан только в управление. А сегодня государство прибрало его к своим рукам, и управление им оказалось неэффективным

Поэтому мы предлагаем, чтобы деньги из этого страхового фонда выдавались только тем, кто работал. И тогда денег хватит на то, чтобы пенсию по трудовому стажу и по зарплате выплачивать в большем размере. Этих средств хватило бы на те самые 40%. 

Частично Правительство с нами согласилось. Такое начисление пенсий было бы более справедливым. Только они считают, что сегодня несвоевременно вводить эти нормы. Но, скорее всего, они все-таки будут вынуждены снова вернуться к этой системе, и мы будем очень рады, если наши предложения лягут в основу правительственных решений. 

- А почему Ваша фракция голосовала против последних поправок в бюджет?

- Как вы знаете, в Российской Федерации принят трехлетний бюджет. С 1 января этого года он начал работать. А в феврале вдруг выяснилось, что мы должны бюджет пересматривать. Почему? Да потому, что внезапно в доходах обнаружилось два триллиона неучтенных рублей. Оказывается, Правительство просчиталось, и Россия заработала денег больше, чем было заложено в проект бюджета. 

314 млрд мы потратили на прибавку по разным бюджетным статьям. Остальное отправили в Стабилизационный фонд, который теперь поделили на Фонд будущих поколений и Резервный фонд. 

Прошло два месяца. И вот опять, откуда ни возьмись, нашлись неучтенные деньги – почти 900 млрд. И Кудрин, наш министр финансов, выступая в Государственной Думе, сказал: «Уважаемые господа депутаты, должен признаться, это не нефтяные деньги, а деньги из реальной экономики». 

Это значит, что наше Правительство при формировании бюджета ошиблось почти на 3 трлн рублей. То есть недодали ни на зарплату, ни на пенсии, ни на социальные расходы – и вдруг такие деньги появляются. 

Начали снова делить, ломать голову, куда их девать. Сельскому хозяйству надо - кричат. Надо, говорим мы. Правительство выделяет деньги на сельское хозяйство. Но как выделяет? Мы предлагаем: дайте кредиты дешевые, может быть, совсем беспроцентные на модернизацию сельского хозяйства, на закупку техники, на удобрения, на ГСМ. 

Нет, сказало Правительство, деньги пойдут в «Россельхозбанк» на увеличение фонда уставного капитала. А у них проценты выше, чем в коммерческом банке. И зарплаты в «Россельхозбанке» такие, что не снились не только сельским труженикам, но даже министрам. Но правительственное большинство в парламенте, естественно, поддержало предложение кабинета министров. 

- На какие еще неотложные нужды были выделены средства из этих свалившихся, как снег на голову, сотен миллиардов?

- 10 млрд, например, мы дали на резиденции Президента, чтобы их еще раз отремонтировать и к ним проложить хорошие дороги. 

Всего 13% пошли на реальные нужды, из них на решение социальных проблем - 3%. А 87% направили в Стабфонд. Поэтому наша фракция и проголосовала против такого предложения. Но поскольку у нас в Думе правительственное большинство, то оно и определяет решения парламента. 

С 1 сентября россиян ждет увеличение базовой и страховой части пенсии и прибавка зарплаты бюджетникам на 30%. Наконец, будет повышен минимальный размер оплаты труда в стране до 4 тысяч рублей. 

Это правильно. Но опять же, как это сделано? Принимается решение, в соответствии с которым федеральное Правительство повышает зарплату своим бюджетникам, а врачам, учителям должны повышать зарплату региональные власти. А работникам дополнительного образования должен повышать зарплату вообще муниципальный бюджет. 

Сейчас в нашей Ленинградской области паника - такая же, впрочем, как и по всей стране. Чтобы увеличить зарплату бюджетникам и минимальный размер оплаты труда, нужны немалые средства. В Оренбургской области, к примеру, уже посчитали: им надо 17 млрд рублей - эта сумма для них неподъемна, понимаете, да? 

Мы считаем, что принятым документом власти поставили и без того нищий муниципальный бюджет в достаточно трудное положение. Поэтому фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» предложила другие варианты решения. В частности, мы предлагаем снять мораторий на помощь федерального бюджета бюджетам нижестоящего уровня. Регионам нужны субвенции. 

- Насколько я знаю, размещение средств Стабилизационного фонда также оставляет желать лучшего?

- Вы правы. Наша фракция сделала официальный запрос и попросила министра финансов ответить, во что вложены деньги Стабфонда. И он сообщил: деньги вложены в доллары, в евро, в иены и по мелочи в другие валюты. А еще в ценные бумаги «надежных» компаний, в том числе в ипотечные бумаги американских строительных корпораций, которые сегодня трещат по швам. 

В результате только за прошлый год страна потеряла 26 млрд рублей за счет инфляции, которая как бы съела эти деньги. 

Вот такая у нас ситуация в финансовом плане. Поэтому наша партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и наша фракция в Думе - как конструктивная оппозиция - предлагают свои варианты решений.

 

Источник: официальный сайт политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь"