Ралько Василий Васильевич
Диалог и единение
Диалог и единение
Первое интервью Василия Ралько в ранге президента Московской городской нотариальной палаты для газеты "Нотариальный вестникъ ПЛЮС.
Какие новации ожидают Московскую городскую нотариальную палату в части консолидации нотариусов? Как развивать чувство уважения к своим коллегам, к профессии? Об этом и о многом другом мы побеседовали с вновь избранным президентом нотариальной палаты В.В. Ралько.
Василий Васильевич, можно ли говорить, что результаты выборов президента палаты говорят о расколе среди московских нотариусов?
– Позволю не согласиться с Вами. Именно сейчас наши коллеги, что называется, взяли курс на конструктивный диалог и единение. Цифры, которые продемонстрировало голосование в первом же туре, тому подтверждение.
Какие нововведения ждут нотариусов столицы в ближайшем будущем?
– Будем меняться! Как изнутри, так и внешне. Нам давно нужна единая корпоративная символика. Уже готовится концепция оформления единого фирменного стиля. Изменения в визуальном восприятии грядут во всем – от логотипа палаты и нотариусов, до всей символики московского нотариата. Лучшие дизайнеры, профессиональные имиджмейкеры и психологи участвуют в этой работе. Мы уверены, что это значительно повысит статус палаты и конкретных нотариусов.
Активизируется работа по организации повышения квалификации нотариусов. Мы уже практически готовы предложить нотариусам Москвы и коллегам из других регионов очень серьезную программу. Нами достигнута договорённость с представителями МГУ об открытии на базе этого уважаемого вуза наших курсов. Осталось лишь доработать техническую и организационную часть.
Что должно помочь оздоровить московский нотариат?
– Ряд новшеств, которые мы планируем ввести, должны дисциплинировать наших нотариусов, снять больные вопросы. А по большому счёту – мобилизовать всех нас на достойную работу.
Мы хотим увеличить численность Правления палаты, а также численность комиссий до 10–15 человек в каждой. Самое пристальное внимание нужно уделить Комиссии по проверке профессиональной деятельности нотариусов. Решено, что результаты проверок будут выноситься на всеобщее обсуждение, чтобы все знали, на какие проблемы стоит обратить внимание в своей работе.
С целью объективного поощрения нотариусов будет создана новая комиссия по наградам. Будет идеально, если около 50 % членов палаты войдут в её актив. Считаю, что каждый, кто может и хочет поработать на благо всего сообщества, должен получить такую возможность. Даже если кто-то поработает и уйдёт – не беда. Зато человек попробует свои силы и увидит работу палаты изнутри.
Думаю, после этого нас будут меньше критиковать и обвинять в закрытости.
Большие нарекания вызывала процедура проведения конкурсов. Что изменится в этом вопросе?
– Отныне каждый соискатель должен будет получать рекомендацию от палаты. Каждая кандидатура будет представляться и обсуждаться на Правлении. А уже вместе мы будем решать, доверяем мы соискателю или нет, рекомендовать кандидата на конкурс или нет.
Кроме того, будет увеличено число стажёров, чтобы развивать институт помощников нотариата. Также в палате появится специалист по компьютерному обеспечению, архивариус – он поможет готовить нотариальные документы для передачи в архив, профессионально составлять опись.
Большие надежды связаны у нас с расширением площадей палаты. Если ФНП переедет в новый офис, мы постараемся выкупить все четыре этажа здания для себя. И здесь мы надеемся на помощь закона, который прошёл в первом чтении – о выкупе арендуемых помещений по остаточной стоимости. С учётом того, что москвичи уже вложили, оплачивая многие годы аренду, можно выкупить здание по цене, гораздо ниже рыночной. Планируем сделать реконструкцию всего помещения, чтобы разместить архив. В планах также восстановить зал для собраний.
Ваше избрание пришлось на сложный для ФНП период. Как будут строиться ваши взаимоотношения с Федеральной нотариальной палатой?
– Антагонизм между Федеральной нотариальной палатой и московскими нотариусами в целом преодолён. Совместно с руководством ФНП был проведён ряд встреч с представителями Росрегистрации, Государственной Думы и Администрации Президента РФ. И что действительно важно – есть понимание, что законодательство о нотариате нужно менять и что настало время для совместной работы. Мы уже приступили к практической реализации этих планов. Вошло в практику присутствие представителя ФНП на заседаниях Правления МГНП. Отрадно, что и руководством Федеральной палаты на свои заседания регулярно приглашаются и наши московские коллеги.
Какие законодательные инициативы можно ожидать от московских нотариусов?
В планах нотариусов – борьба за введение обязательной нотариальной формы при сделках с недвижимым имуществом. Новый закон должен заинтересовать нотариусов. А если в статью 327 ГК РФ добавить ещё один пункт – о депозите нотариуса для взаиморасчётов по сделке, тогда цикл станет замкнутым: нотариус принимает деньги от покупателя в депозит, оформляет договор и сам несёт его в регистрирующие органы. То есть нотариус должен удостовериться в заключении сделки, т.к. отдаёт деньги с депозита.
Ещё мы все очень заинтересованы в том, чтобы придать исполнительной надписи силу исполнительного листа. Сегодня закон об исполнительном производстве находится в стадии рассмотрения. Это наш шанс.
В постановлении Правительства СССР 1976 года в перечне нотариальных действий по исполнительной надписи было указано: «в том числе по нотариально удостоверенным договорам». И даже такая формулировка давала основание, минуя суд, обращаться к судебным приставам. Далее могли следовать арест имущества, блокировка расчётного счёта должника…
Сегодня эту строчку заменяет фраза: «исполнительный лист и другие». Судебные приставы не берут к исполнению нотариально удостоверенные документы, требуя исполнительного листа. В итоге у граждан нет заинтересованности ходить к нотариусу. Верю, что мы добьёмся своего, и людям будет выгодно заверять документы у нотариуса, чтобы исключить судебный процесс.
На собрании палаты говорилось о нецелесообразности применения активных форм отдыха, таких как нотариальные олимпиады, например…
– Упрёки, которые звучали на собрании в адрес моих активных коллег, лишены всяческих оснований. Походы, балы, спартакиады… мешают они или помогают? В своё время мы с Виктором Сергеевичем Репиным ходили в спортивный зал вместе с сотрудниками наших контор. Потом наш «узкий круг» стал расширяться, и это постепенно переросло в олимпийское движение. И если я стоял у его истоков, как я могу к этому относиться? Это было, есть и будет! Кроме того, нашим оппонентам я хочу заметить, что спортивные залы мы арендуем на дружеской основе. Сообществу это ничего не стоит. Общественные деньги тратятся только на официальные мероприятия в рамках ФНП.
Уверен, что к нотариусам присоединятся и помощники, и члены семей. Спорт – это так бесспорно! Мы с членами палаты решили привлекать к спортивным состязаниям коллег по юридической профессии. Я готов поддерживать и личным примером заражать своих коллег-нотариусов вести здоровый образ жизни.
Беседовала Светлана Рыбочкина.
«Закония» в соц. сетях