Емельянов Михаил Васильевич
Михаил Емельянов о безопасности питания
«Мусорной» пище необходим законодательный заслон
Второй год подряд Международная организация потребителей ConsumerInternational, в которую входит и Союз потребителей Российской Федерации, посвящает Всемирный день прав потребителей защите детей от junkfood - гамбургеров, чипсов, сникерсов, пепси и т.п. О физических, экономических и нравственных последствиях массированной экспансии импортной нездоровой пищи мы беседуем с депутатом фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Михаилом Емельяновым.
- Михаил Васильевич, существует известная поговорка «человек есть то, что он ест». Отбросив некий «ехидный» подтекст, можно увидеть, что это вполне здравая мысль. Вы разделяете эту народную сентенцию?
- Питание человека – важнейшая составляющая не только физического выживания. Вокруг еды сложилось множество проверенных веками ритуалов. В конце концов, именно исходя из характера питания, формируется структура потребления в целом. От этого во многом зависит и характер потребностей личности. Станет ли человек безудержным потребителем в плохом смысле этого слова или ответственным за семью и страну гражданином. Поэтому то, «что человек ест», определяет и его физическое здоровье и даже образ мыслей.
- Но в последние десятилетия мы наблюдаем тотальную экспансию чизбургеров с гамбургерами, марсов со сникерсами. А ведь помимо того, что такая пища не несет никакой пользы, а только вред организму, можно в распространении фаст- и стрит-фуда увидеть и некоторый идеологический подтекст?
- Все эти так называемые бренды, активно вбиваемые в сознание рекламой, а в отношении детей это происходит всегда легче, призваны заменить нормальную пищу, которую производят в России, на импортную «жвачку». В итоге наш человек оказывается зависим даже на бытовом уровне от западной экономики. Производители подобных продуктов придумывают все новые способы их продвижения, используя для рекламы мультяшных героев, компьютерные игры, комиксы, видеоролики, но при этом замалчивают негативные последствия употребления такой еды, зачастую связывая ее со здоровым образом жизни и высоким социальным статусом. К сожалению, дети слепо верят рекламе, которая утверждает, что фаст-фуд - это стильно и модно! Рекламные слоганы прочно вошли в разговорную речь. «Не тормози - сникерсни» - это уже, к сожаленью, школьный фольклор.
- Инициатива главсанврача страны об изъятии из школьных буфетов чипсов и газировок Вам не представляется наступлением на права юных россиян или помехой свободной торговле?
- Данная мера в контексте вышесказанного представляется вполне здравой. При столь массированной рекламе появляется хотя бы некоторая зона здоровой пищи. Ведь именно в детстве формируются привычки в еде, поэтому так важно введение законодательных ограничений на производство и рекламу нездорового питания. Тем не менее миллиарды долларов весьма эффективно тратятся производителями и продавцами такой пищи, чтобы побудить людей, и особенно детей, потреблять ее как можно больше. Ответственные родители должны видеть эту опасность и оберегать от нее своих детей, ответственные политики должны осознать ее как серьезную общественную проблему, для решения которой следует так или иначе ограничить свободу рекламы, распространения, а может быть, и производства таких продуктов.
- Цивилизованные страны наверняка уже поняли опасность триумфального шествия джанк-фуда по планете и приняли меры по защите своих потребителей?
- Как я знаю, наиболее последовательная борьба против нездоровой пищи была развернута в Великобритании. Законодательство запрещает рекламу, обращенную непосредственно к аудитории «до 16» и не позволяет использовать в телероликах образы поп-звезд, героев мультфильмов и комиксов. За неукоснительным соблюдением этого запрета следит специальный регулирующий орган телекоммуникационного рынка Соединенного Королевства. СМИ несут весьма ощутимые убытки, но вынуждены считаться с общественным мнением - более 80% жителей страны поддержали введение запрета. Поэтому было принято решение распространить ограничения на печатные СМИ, интернет-сайты, наружную рекламу и кинотеатры.
- Хотелось, чтобы и российская власть была более активной в выстраивании такого заслона «мусорной» пище. Ведь, с другой стороны, это и своеобразный элемент протекционизма по отношению к отечественному производителю пищевых продуктов. Сейчас же мы слышим бодрые рапорты властей, когда в области появляется какой-нибудь заводик по розливу импортной газировки, а на самом деле, так ли это хорошо?
- Ростовская область всегда славилась своими производствами. Мы гордились комбайнами, вертолетами, электровозами. У нас традиционно были сильны обрабатывающие секторы промышленности. Пищепром всегда был на высоте. Теперь же мы считаем, что когда на Дону возникает производство пепси-колы или чипсов – это замечательные инвестиции. Но на самом деле экономическая отдача для региона в этом случае минимальна, а вот последствия для структуры потребления крайне опасны. Мы приучаем детей с малолетства к «мусорной» пище заокеанского производства.
- А если посмотреть на проблему нездоровой пищи под углом бушующего кризиса?
- Во-первых, отечественные продукты в своей массе не только полезны и исторически «приемлемы» для наших желудков, но и не столь сильно «опустошают» кошельки, что при уменьшении доходов в кризисные времена весьма важно. Вы помните, после дефолта 1998 года российские продукты раскупались «на ура».
А во-вторых, экономический кризис заставляет переоценить модель всего существующего общества потребления, которое наши американские «друзья» предложили и России после 1991 года. Избыточность определенных компонентов питания подрывает здоровье. Ведь нездоровая пища, содержащая массу жиров, сахара и соли, является причиной ожирения, а также диабета, рака, сердечно-сосудистых заболеваний.
Избыточность необходимых для комфортной жизни товаров и услуг, к непрерывному обновлению которых с детства призывает реклама, подрывает не только нравы, но и благосостояние. Доступность кредита в условиях длительного экономического роста породила ощущение доступности тех благ, которые еще недавно ассоциировались со значительно более высоким уровнем дохода. И потребители радостно доверились «мудрости» банкиров, а те, как выяснилось, думали не столько о последствиях, сколько о своих «шкурных» интересах. Когда же люди начинают жить в долг и не по средствам, это неизбежно приводит к потере доверия к финансовым институтам и кризис становится неизбежным. Так что последствия поедания сникерсов, запиваемых пепси, не так и безобидны, как это могло бы показаться…
Источник: официальный сайт политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь"
«Закония» в соц. сетях