Совет муфтиев России

РАХМАТУЛЛИН ИСМАИЛ

Историки не сообщают точных биографических данных. Известно лишь, что он родился в 1891 году и был воспитан в религиозной традиции Троицка, где была родина отца тогдашнего муфтия Абдурахмана Расули – Зайнуллы Расули, самого влиятельного шейха накшабандийского тариката в Волго-Уральском регионе.

Через муфтия Расули, и участия в работе ЦДУМ Исмаил Рахматуллин был знаком с тогдашним имамом московской Соборной мечети Халилом Насретдиновым.

В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», принятого в 1942 году, Исмаил Рахматуллин значится «представителем мусульман Челябинской области и ученым». А в 1945-1949 годах он значится имамом Троицка.
После изгнания властями имам-хатыба Халила Насретдинова внутри религиозной общины мусульман Москвы встала проблема выбора нового имама. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов предписал срочно запросить Духовное управление ДУМЕС по вопросу о назначении имама. В результате с 11 мая 1953 года к обязанностям приступил Исмаил Рахматуллин.

В те годы в московской Соборной мечети по праздникам собиралось до 10 тысяч верующих, и само здание было просто не в состоянии вместить в себя всех желающих. Однако даже на проведение молитвенных собраний во дворе мечети в праздничные дни согласия со стороны властей не давалось. На заявление от 5 июня 1953 года с просьбой «разрешить производить молитву в день праздника Ураза-байрам 12 и 13 июля с.г. во дворе мечети» последовала резолюция: «оснований для поддержки не имеется». А после вторичной просьбы провести 8 июля 1953 года в день Кадер-кич богослужения на улице, власти вызвали Исмаил хазрата и председателя религиозного общества мусульман Алибаева для «разъяснений» с наложением резолюции: «Молитвенные собрания проводятся только в молитвенном здании».

Исмаил Рахматуллин продержался на посту имам-хатыба ровно год до 10 мая 1954 года.
Дальнейшая его судьба так же мало известна. Вероятно, что из Москвы он снова возвращается в Троицк, где в 56 году участвует в записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр», а в 1963 году служил имамом казанской мечети «Марджани».