Лукьянова Кира Александровна
О модернизации экономики России
Кира Лукьянова, депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, член Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России:
Сейчас нужно говорить о строительстве структуры экономики в нашей стране в целом. Правительством РФ в этом отношении разрабатывается и реализуется комплекс мер. Выход для России – комплексный, системный и политически волевой подход. Именно на такую политику сегодня делает ставку Президент. Точечными методами – тут денег выделили, там пальцем погрозили – проблемы не решишь. Ставка на госкорпорации и ресурсы – не выход из кризиса. Реставрация существующих и развитие новых экономических институтов, а также внедрение новых технологий в производства могут стать вторым дыханием для российской экономики. Именно инновации дадут толчок модернизации экономики, развитие малого и среднего бизнеса создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни людей.
Главное условие перехода экономики на новые рельсы, ее модернизации – это тесное сотрудничество государства и частного бизнеса, грамотное и прозрачное законодательство.
В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России вырабатываются экономические принципы проектного финансирования в нашей стране. С помощью механизмов государственно-частного партнерства можно модернизировать и российскую промышленность, и инфраструктуру регионов, и отраслевую науку. При этом нужны не только крупные проекты, но и проекты регионального, муниципального значения. Например, продавать услуги ЖКХ очень выгодно. А система ЖКХ во многих регионах изношена более чем на 50%. В результате – срывы отопительного сезона, люди остаются без воды. Выделить средства из бюджета в масштабах всей страны – слишком дорого. А вот с помощью ГЧП систему коммунального хозяйства модернизировать выгодно и государству, и бизнесу. Но опять же я еще раз обращу внимание: должны быть четкие и прозрачные правила игры. С одной стороны, государство должно гарантировать бизнесу, что его инвестиции не пропадут даром, с другой стороны, с бизнеса нужно спрашивать. Никто не будет расстилать ковровую дорожку, а потом бизнес делает что хочет.
Что мешает развитию государственно-частного партнерства и привлечению средств на развитие инноваций?
Во-первых, отсутствуют простые, недорогие и удобные формы коллективных и венчурных инвестиций в рискованные инновационные проекты. Основное требование – отсутствие двойного налогообложения. Единственная форма, которая сейчас существует, – это ЗПИФ. Она слишком сложна, дорога и обременительна, с точки зрения отчетности. Как результат, форму ЗПИФа используют фонды с государственным участием (им деваться некуда). Подавляющая часть остальных регистрируется за границей, туда же потом уходят и результаты научных исследований.
Во-вторых, ФЗ №217, который направлен на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, требует серьезной доработки. Закон такой нужен, но он не работает, так как должен. Не решен однозначно вопрос, кому принадлежат права на изобретения, сделанные в рамках научных и образовательных учреждений.
Руководитель учреждения в течение четырех месяцев должен принять решение о патентовании или отказе от патентования изобретения. Денег на патентование, как правило, у учреждения нет или не предусмотрено бюджетом. В ГК до сих пор не решен вопрос о том, принадлежат ли учреждениям права на результаты интеллектуальной деятельности, хотя 217 ФЗ исходит из того, что принадлежат.
В большинстве случаев законодательство не позволяет научным и образовательным учреждениям вносить в создаваемые хозяйственные общества денежные средства, оборудование и иное имущество. Концепция 217 ФЗ входит в противоречие с рядом положений Налогового и Бюджетного кодекса, поэтому является неработающей. Так же, как закон о передаче прав на единые технологии.
Но все эти вопросы могут быть решены в комиссии в ближайшее время. Наша задача, чтобы Россия путем, в том числе и изменения российского законодательства, сделала технологический и экономический прорыв.
«Закония» в соц. сетях