ФЕДЕРАЦИЯ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН РОССИИ

10 августа 2009 года - Все о кашруте

Агентство еврейских новостей начинает публикацию серии репортажей, посвященных одной из тех областей еврейской жизни, которая по каким-то причинам, до сих пор остается terra incognita для многих евреев и людей, интересующихся возрождением еврейской жизни на постсоветском пространстве – кашруту.


Первым адресом, куда мы направились, стал департамент кашрута при главном раввинате России. Его генеральный директор, раввин Йосеф Верзуб, любезно согласился ответить на вопросы корреспондента АЕН.


– Как давно функционирует департамент кашрута?


– Департамент существует уже восемь лет. Начинали с сертификации небольших производственных цехов, сегодня сертификат кошерности международного образца за подписью главного раввина России имеют более ста предприятий. Причем не только в России. Благодаря авторитету главного раввина России Берла Лазара к нам обращаются производители со всей территории бывшего СССР.


Нами заключены договора с производителями в Белоруссии, Армении, Казахстане, Молдавии, Грузии и даже во Франции!


В России сертификат кошерности имеют такие крупные производители как "Макфа", "Русское море", "Кристалл", "Российские семена", "Русский стандарт", "Победа" и т. д.


– Сколько у вас сотрудников?


– В Департаменте кашрута работают технологи – специалисты по пищевой промышленности, юристы. Наиболее многочисленные наши сотрудники – это раввины на местах, главы еврейских общин.


Изначально с производителями общается наш технолог, выясняя интересующие его моменты. Параллельно решается юридическая сторона вопроса. Все договоренности оформляются официально. Полученная от производителя информация рассматривается как коммерческая тайна, доступ к которой имеют лишь постоянные сотрудники.


В конечном результате на стол раввина Лазара попадает полная информация о продукте, на основании которой он принимает решение о выдаче сертификата кошерности.


– Как строится работа департамента – вы ищете заводы или заводы ищут вас?


– Есть заводы, которые ищу контакт с нами, понимая, что это увеличит число покупателей их продукции. Это особенно интересно предприятиям-экспортерам, понимающим, что получив сертификат международного образца, они смогут существенно расширить доступный для них рынок.


Есть продукты, которые мы ищем, к примеру – маргарин, находим завод, договариваемся об изменении технологии (если ее нужно менять) и затем выдаем сертификат. Сертификат, кстати, официальный, и утвержденный по всем нормам российского законодательства.


Мы единственная официально зарегистрированная организация в Российской Федерации, оказывающая услуги по кошер-сертификации продуктов питания в соответствии с международными стандартами.


Степень нашего вмешательства зависит от самого продукта. Есть продукты, производство которых возможно лишь в присутствие нашего представителя, есть те, производство которых нужно инспектировать несколько раз в год. Есть, наконец, ситуации, когда в технологии ничего не нужно менять.


Постоянный контроль осуществляется в процессе производства мясной и молочной продукции. Мы обучаем рабочих и стараемся сделать так, чтобы не возникало сложностей у самого завода.


Надо заметить, что сертификаты мы выдаем далеко не всем. Ежемесячно мы проверяем по 6-10 заводов, но далеко не все из них получают право на сертификат кошерности производимой продукции.


Сейчас, из-за кризиса, количество заводов, желающих найти себе новые рынки сбыта, заметно выросло.


– Были ли случаи, когда заводы, получившие сертификат, в дальнейшем теряли его?


– Да, у нас были 1-2 подобных случая – завод менял технологию и, к нашему большому сожалению, мы были вынуждены аннулировать сертификат кошерности.


– Есть две диаметрально противоположных точки зрения на ситуацию с кошерными продуктами в России. Одни говорят, что сейчас можно купить все, что нужно для жизни. Другие же возражают и говорят, что в магазинах почти ничего нет. Кто же прав?


– На самом деле правы и те и другие. Мы активно работаем с заводами, получающими сертификаты о кошерности продуктов. Сейчас по всему бывшему СССР насчитывается около 100 заводов, имеющих подобные сертификаты. Есть кошерные мясо, молоко, майонез, маргарин, сметана, слоеное тесто, несколько видов выпечки, макароны, шоколад и т. д. Но далеко не всегда производимое сертифицированными заводами можно увидеть на прилавках. В ряде случаев речь идет о производстве ингредиентов. Что-то сразу идет на экспорт.


И, конечно, люди, могущие сравнить ситуацию с Израилем и США, где кошерные продукты можно увидеть практически в любом супермаркете, считают, что у нас большой дефицит. Впрочем, хочу заметить, что несколько лет назад ситуация была куда сложнее – из кошерного мяса была только курятина, молоко и молочные продукты тоже поступали с перерывами.


Тогда действительно можно было сказать, что своих кошерных продуктов в России нет.


– Вы упомянули про экспортные продукты. Это звучит слегка необычно. Что же российская пищевая промышленность экспортирует в США и Израиль?


– Сертификат кошерности позволяет продавать продукцию не только в так называемых "русских" магазинах, но и в ряде крупных супермаркетов Израиля и США, где наличие сертификата кошерности обязательное условие. Поэтому крупные экспортеры из России предпочитают получить такой сертификат еще у себя на родине.


Израильтяне с удовольствием пьют "Путинку", "Кауффман", едят булочки из российской муки с маргарином "Мечта Хозяйки" и жарят на масле "Донской Янтарь".


Авторитет раввина Лазара в религиозном мире позволяет продавать продукты также ультраортодоксальному населению.


Процесс кошер-сертификации не сложен, и многие российские производители получают сертификат, не имея постоянного сбыта за границей. Департамент кашрута находится в Москве, и в случае заинтересованности всегда можно позвонить или написать на русском языке.


– Насколько велик, по Вашей оценке, внутрироссийский спрос на кошерные продукты?


– Спрос большой, он позволяет заводам производить значительные партии продукции на продажу. Можно сказать о его устойчивом росте. Если 3 года назад в России был единственный кошерный магазин в Москве, где можно было купить практически все, что нужно, то сейчас подобных магазинов в России уже 15.


Кроме того, кошерные товары выкладывают на свои полки такие сети как "Метро", "Мосмарт", "Утконос", "Радуга". Сети специально закупают кошерные продукты, рассчитывая на определенные категории покупателей.


Причем эти продукты не маскируются, а скорее наоборот – рекламируются. При этом среди покупателей не только евреи. Сегодня все больше людей в России понимают, что продукт, изготовленный под тщательным контролем, имеет высокое качество. Открываются кошерные рестораны.


Нашей целью является создание возможности покупки на территории России кошерных продуктов российского производства. Российские кошерные продукты, импортным в качестве ничуть не уступают.


– Приходилось ли вам сталкиваться с активностью антисемитских группировок, неприязненно относящихся к кашруту?


– Нам известно, что существует группа товарищей "рьяных борцов" с кошерными продуктами. Ими составляются гигантские списки продуктов, большая часть из которых сертификата кошерности не имеет.


Это провокаторы, обреченные на неудачу. С официальной точки зрения других уважаемых религий кошерный продукт не является запрещенным для их последователей. Поэтому негативное к нему отношение происходит исключительно от незнания темы.


Надеюсь, что рано или поздно "официальные органы" заинтересуются их деятельностью, т. к. российскому производителю кроме вреда они ничего не принося

Источник