Дмитрий Смородинов

  • Материал предоставлен "эж-Юрист"


    В условиях экономического кризиса выплата выходного пособия для работодателя – отнюдь не редкость. Вот только правильно ее рассчитать и обоснованно выдать – дело, как выясняется, совсем не простое и даже запутанное.

    Подсчитали прослезились

    Как известно, работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, согласно ст. 178 ТК РФ положено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ними также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

    Первая проблема, с которой сталкивается работодатель, — это механизм расчета пособия. В соответствии с п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922) средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
    После чего средний средний дневной заработок умножается на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Несмотря на то, что выходное пособие выплачивается за месяц, его сумма может оказаться существенно меньше, чем реальный заработок.

    Пример. Работника с окладом 10000 руб. увольняют 26 декабря 2008 года. Ему выплачивают выходное пособие за период с 27 декабря по 26 января 2009 года. В расчетном периоде (с 1декабря 2007-го по 30 ноября 2008 года) он отработал 200 дней, а его заработок составил 96 000 руб.

    Средний дневной заработок (480 руб.) умножаем на количество рабочих дней в периоде выплаты выходного пособия. Из-за новогодних каникул их получается всего 15. Сумма выходного пособия за месяц составит только 7200 руб.

    Если бы тот же работник увольнялся, к примеру, 30 ноября, то выходное пособие ему было бы выплачено за 23 рабочих дня и составило бы 11 040 руб.

    Поскольку более справедливого способа расчета выходного пособия законодатель не предложил, утешать работника можно только тем, что, если дело дойдет до выплаты пособия за следующие месяцы, то общая сумма будет выровнена.

    Исключителен ли случай?

    Следующая проблема возникает, когда работник требует выплатить ему выходное пособие за третий месяц, прошедший со дня увольнения.Согласно ст.187 ТК РФ такое пособие сохраняется за ним в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

    Как показала практика, служба занятости очень охотно раздает справки о том, что подобный исключительный случай имел место.

    В особо тяжелой ситуации оказались организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ведь там согласно ст. 318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения при условии, что в месячный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен.

    Разумеется, работодатели стали выяснять, а что же такого исключительного в том, что безработного никак не могут трудоустроить?

    Арбитражный суд Волгоградской области в Решении от 19.01.2007 № А12-20261/06-С15 установил, что ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия «исключительный случай». Вследствие этого суд должен самостоятельно решать вопрос об отнесении каких-либо обстоятельств к исключительным, исходя из конкретной ситуации и социальной защищенности уволенного гражданина.

    В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия исключительного случая лежит на службе занятости.

    Суд решил, что к исключительным случаям не относятся увольнение работника и невозможность найти ему подходящие варианты для трудоустройства, поскольку ч. 1 ст. 178 ТК РФ уже предусматривает гарантии и компенсации, связанные именно с расторжением договора и невозможностью трудоустройства уволенного работника.

    По мнению суда, к таким случаям может быть отнесено отсутствие у уволенного работника иного дохода, отсутствие других работающих членов семьи и др.

    Что положено пенсионеру?

    С отсутствием у уволенного работника иного дохода тоже не все ясно. Под увольнение попадают и работающие пенсионеры, которые уже получают пенсию.

    ФАС ПО в Постановлении от 24.05.2007 № А12-18844/06 решил, что поскольку уволенная работница является пенсионером, то государство обеспечивает ей социальную защиту в виде гарантированной выплаты пенсии, следовательно, выходное пособие за третий месяц ей не положено.

    Аналогичные решения приняли ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 №А54-2967/2006 и ФАС ПО в Постановлении от 05.07.2007 № А12-20261/06. При этом суды сослались на п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закрепляющий, что безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет.
    Однако ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 № А43-4154/2007-9-174 указал, что пенсионеру выплачивать средний заработок за третий месяц необходимо, поскольку стороной трудового договора в силу положений ст. 56 и 63 ТК РФ являются в том числе лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

    Они являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения ТКРФ (включая предоставление установленных ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций).
    Суд решил, что сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца действующим законодательством не поставлено в зависимость от получения пенсии по старости.

    А что же по этому поводу думает ВАС РФ? Разумеется, он от этого спора в стороне не остался.

    Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.02.2008 № 13647/07 указал арбитражным судам, что вопросы по выплате выходного пособия регулируются ст. 178 ТК РФ, регламентирующей гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

    Справка службы занятости, обеспечивающая получение среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению численности работников, не затрагивает прав и законных интересов работодателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Следовательно, этот спор возникает из трудовых правоотношений и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, то есть неподведомствен арбитражным судам.

    Так что в этих спорах теперь разбираются суды общей юрисдикции.

    Госслужащие тоже работники

    Одна из проблем уже разрешена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 05.12.2008.

    В нем судьи разъяснили, как соотносятся между собой положения ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.318 ТК РФ. Дело в том, что первый документ гарантирует госслужащему выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а второй — выходного пособия за шесть месяцев.

    Судьи разъяснили, что госслужащим-северянам выходное пособие в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения также положено.

    Круг все шире

    И, наконец, об увольняемых алиментоплательщиках. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 № 613 п. 1 Перечня выплат, с которых удерживаются алименты, изложен в новой редакции. На основании подп. «к» п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде, в том числе во время отпуска. Как видим, и выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, теперь является доходом родителя, с которого следует удерживать алименты.

    Не мытьем, так катаньем

    Российский союз промышленников и предпринимателей предложил было и возложить обязанность по выплате выходных пособий на государство. Однако в СМИ поднялся шум и посыпались заявления о том, что государству сейчас и так тяжело. И здравая в общем-то идея тихо умерла.

    Вот и вынуждены работодатели, вместо того чтобы увольнять людей, переводить их на режим неполного рабочего времени. В итоге взятый измором работник, не выдержав безделья и безденежья, пишет заявление об уходе по собственному желанию. А с таким основанием для увольнения выходное пособие вообще не положено.

    ***


    Вадим Егоров,


    «эж-ЮРИСТ»

    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Выходное подаяние 21.02.2009 00:59
  • Материал предоставлен "эж-Юрист"


    В отличие от организаций гражданам не нужно самостоятельно рассчитывать сумму транспортного налога, заполнять декларацию и отправляться на прием в налоговую. За них все сделает налоговый инспектор – он рассчитает налог, заполнит налоговое уведомление и квитанцию и пришлет эти документы налогоплательщику. Последнему остается лишь пойти в банк и заплатить налог. Выполнить эту обязанность легко и просто, если уведомление прислали. А если нет?

    Противоречия в законе

    Уплата налога на основании налогового уведомления имеет свою специфику, досконально описанную в первой части Налогового кодекса РФ.

    В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика только с момента получения соответствующего уведомления (п. 2 ст. 44, п. 4 ст. 57 НК РФ).

    Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения такого уведомления, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога (п. 6 ст. 58 НК РФ). Данной норме корреспондирует обязанность налогового органа направить уведомление налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа (ст. 52 НК РФ).

    Таким образом, автовладельцу, с одной стороны, волноваться вроде бы не о чем: указанные нормы защищают его от необоснованных обвинений в неуплате налога. Если уведомление не пришло совсем, то у него не возникло обязанности по уплате налога.Если оно запоздало, то у гражданина в любом случае есть законный месяц, чтобы заплатить налог, и это не должно считаться просрочкой.

    Нормам первой части НК РФ соответствуют и нормы главы о транспортном налоге. Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика — физического лица на основании налогового уведомления (п.3 ст. 363 НК РФ).

    Но, с другой стороны, налоговое законодательство все же устанавливает конкретный срок для уплаты физическими лицами транспортного налога — он определяется региональными законами. Например, в Москве этот срок истекает 1 июля следующего календарного года (п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге»).

    Следовательно, если москвич-автовладелец по каким-либо причинам (на них мы остановимся позже) не получил уведомления ни к 1 июня (как положено), ни даже к 1 июля, и поэтому не смог заплатить, то у него по данному виду налога автоматически возникает недоимка.

    Недоимка влечет начисление пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Поскольку пени не являются санкцией (согласно п. 1 ст. 75 НК РФ это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки), то вопрос о наличии/отсутствии вины налогоплательщика в просрочке в данном случае не имеет значения.

    На наш взгляд, установление конкретных дат в качестве срока уплаты физическими лицами транспортного налога противоречит нормам первой части НК РФ, согласно которым этот срок должен быть не менее месяца с даты получения налогового уведомления. Нормы первой части имеют приоритет, поэтому указание на это противоречие может спасти налогоплательщика от незаслуженных пеней — ведь если обязанности по уплате налога не возникло, то не может быть и просрочки ее исполнения. Но это, увы, осуществимо только в судебном порядке.

    Кроме того, ст. 6.1 НК РФ предполагает, что установление сроков в налоговом законодательстве должно производиться одним из следующих способов:



    • календарной датой;
    • указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;
    • периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

    В данном случае использованы сразу два способа — установление даты и указание на событие, что неправильно. Неправильность эта бьет по карману налогоплательщика.

    Где уведомление?

    Как установлено ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления.

    Практика такова, что вручать уведомления гражданам лично никто и не пытается. Налоговики рассылают их почтой, как бы по умолчанию считая иной способ вручения невозможным. А между тем почта у нас работает не лучшим образом, да и форма заказного письма не гарантирует, что адресат непременно его получит, притом вовремя.
    Письмо может потеряться в пути, прийти не по тому адресу (прописки, а не фактического проживания), в конце концов оно просто может быть украдено из почтового ящика, что тоже не редкость.

    Другая причина — сбои в механизмах взаимодействия налоговых подразделений и ГИБДД. Согласно правилу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны передавать сведения о транспортных средствах и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Для целей исчисления транспортного налога такие сведения представляются также по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года (п. 5 ст. 362.5 НК РФ).

    Транспортный налог уплачивается гражданами по месту их регистрации. Следовательно, налоговый орган по месту нахождения подразделения ГИБДД должен передать соответствующие сведения в налоговые органы по месту регистрации владельца транспортного средства. Утеря или задержка сведений на любом из этих этапов могут привести к задержке сроков направления уведомления. Отметим, что 8 февраля 2009 года вступило в силу Положение о взаимодействии подразделений госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, утвержденное совместным Приказом МВД и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561. Будем надеяться, что этот документ значительно улучшит процесс доставки сведений по назначению.

    Ну и нельзя исключать конечно же случаи ненадлежащего выполнения своих обязанностей работниками подразделений ГИБДД и налоговых органов. Машин много, организация труда далека от идеала, вот и становится транспортный налог проблемой самих налогоплательщиков.

    Приказ, а не процесс

    Зачастую налогоплательщик, так и не получивший налогового уведомления на уплату транспортного налога, рассуждает следующим образом. Да, я не заплатил налог, но я в этом не виноват. Налоги с граждан в принудительном порядке можно взыскать только через суд. Вот пусть налоговики и обращаются в суд и попробуют доказать, что налог не уплачен по моей вине. Я объясню, что ни от кого не скрывался — просто не получил уведомления.

    Рассуждения эти вполне справедливы, но не все знают, что требования о взыскании с граждан недоимок по налогам рассматриваются в порядке приказного, а не искового производства (ст.122 ГПК РФ). Приказное производство — это упрощенная форма судопроизводства, при которой стороны не вызываются в суд для объяснений и даже не уведомляются о поданном заявлении. Судья принимает решение единолично в течение 5 дней.

    Таким образом, если налоговый орган обратится в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, налогоплательщик узнает о принятом решении уже по факту, получив копию приказа, и объяснить ничего не сможет. Согласно ст. 129 ГПК РФ он имеет право в 10-дневный срок после получения этой копии представить в суд свои возражения — тогда судебный приказ будет автоматически отменен и налоговикам придется обращаться в суд уже в порядке обычного искового производства.

    Срок этот, согласитесь, невелик — пока налогоплательщик разберется, что делать, 10 дней могут уже и пройти. Далее оспорить судебный приказ можно будет только в надзорном порядке — для этого потребуется в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу подать надзорную жалобу в Президиум Верховного Суда субъекта РФ (п. 2 ст. 376, подп. 1 п. 2 ст.377 ГПК РФ).

    Да и теряется простой обыватель при получении такого документа. Он, конечно, будет возмущаться, но страх перед государственной машиной и желание поскорее решить неприятную проблему заставят его махнуть на все рукой и покорно оплатить требуемую сумму.

    Казалось бы, какая разница, на основании чего платить — налогового уведомления или судебного приказа, если налогоплательщик в принципе не возражает против исполнения своих налоговых обязанностей?

    Во-первых, чисто моральный аспект — честный человек, готовый платить налоги в установленном порядке, вдруг получает судебное решение, как будто он преступник. Это, безусловно, унижает.
    Во-вторых, в суд налоговики обращаются уже тогда, когда срок уплаты налога прошел, следовательно, к сумме налога плюсуются пени.

    Отметим также, что обращение налогового органа в суд, если не было выслано уведомление, не является законным. Даже если уведомление высылалось, но по каким-либо причинам не было оплачено, по правилам налогового законодательства налоговый орган должен вначале направить гражданину требование с указанием суммы задолженности и пеней, и только в случае его неоплаты обращаться в суд (п. 1 ст. 45, ст. 48 НК РФ).

    Согласно подп. 5 п. 1 ст. 124 ГПК РФ к заявлению о вынесении судебного приказа должны прилагаться документы, доказывающие обоснованность требования взыскателя. Какие документы необходимо прилагать в случае взыскания налога, в законодательстве не уточняется. На наш взгляд, это должны быть копии уведомления и требования, а также документы, подтверждающие их направление/вручение налогоплательщику.

    Что делать?

    Для преодоления указанных проблем хорошо бы, конечно, отладить работу почты, налоговых инспекций и подразделений ГИБДД. Хорошо бы также откорректировать законодательство, с тем чтобы устранить противоречие, касающееся сроков уплаты транспортного налога физическими лицами.

    Но все это налогоплательщику не под силу…

    Тем не менее он легко может обезопасить себя от возможных неприятностей простым способом — если уведомление не получено за 30 дней до срока уплаты налога, нужно отправиться в налоговую инспекцию и получить его лично и под расписку (т. е. помочь налоговикам выполнить требования ст. 52 НК РФ).

    А тем, кому вместо уведомления пришел судебный приказ, нужно не теряться и в 10-дневный срок представлять свои возражения в суд (при их наличии). В суд же следует обжаловать и требование об уплате пеней, если уведомление пришло позже срока или не пришло вообще.

    ***


    Мария Мошкович,


    «эж-ЮРИСТ»

    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме Любишь кататься — люби и в налоговую ходить 21.02.2009 00:56
  • Утвержден Порядок участия судебных приставов-исполнителей в судебных разбирательствах по заявлениям (жалобам) об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, который устанавливает последовательность действий приставов-исполнителей Московской...

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме ПРИКАЗ Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области от 22.12.2008 N 1097 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.. 20.02.2009 14:20
  • Установлены размеры денежной компенсации за сданную кровь и ее компоненты на 2009 год. Предусмотрены также расходы на питание донорам, сдавшим кровь и ее компоненты бесплатно.

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме ПРИКАЗ Министерства здравоохранения Московской области от 23.12.2008 N 1001 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗМЕРОВ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ДОНОРАМ 20.02.2009 14:20
  • Определены виды, порядок и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Программы, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации...

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 10.02.2009 N 99/3 "О МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ... 20.02.2009 14:20
  • Для перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа, установлены требования по оформлению транспортных средств специальными опознавательными знаками. Данные требования установлены в целях упорядочения и обеспечения единообразия в оформлении транспортных...

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме РАСПОРЯЖЕНИЕ Министерства транспорта Московской области от 24.12.2008 N 341 "ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ... 20.02.2009 14:20
  • Утвержденный Порядок определяет направления и условия расходования субвенций, а также механизм осуществления контроля за их целевым использованием. Действие Порядка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 05.02.2009 N 90/5 "О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ... 20.02.2009 14:20
  • Среди организаций Московской области объявлен конкурс "Лучшая организация работ в сфере охраны труда", который будет проводиться со 2 февраля по 20 марта 2009 года. Принято Положение о конкурсе, содержащее условия и критерии проведения конкурса...

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме РАСПОРЯЖЕНИЕ Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 26.01.2009 N 7 "О ПРОВЕДЕНИИ В 2009 ГОДУ... 20.02.2009 14:20
  • Региональное соглашение заключается в целях обеспечения согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений в Московской области. В числе приоритетных целей Соглашения - проведение социально-экономической политики...

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МОСКОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ... 20.02.2009 14:20
  • В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров утверждены Перечень государственных должностей Московской области и Перечень должностей государственной гражданской службы...

    Дальше...
    Написал Смородинов Дмитрий (Дмитрий) в теме РАСПОРЯЖЕНИЕ Губернатора Московской области от 02.02.2009 N 34-РГ "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ... 20.02.2009 14:20