Вопросы, заданные в письме министру:
1. В случае, если действительно сотрудник правоохранительных органов проводит оперативно-розыскные мероприятия в виде «оперативного внедрения» (пункт 12 статьи 6 Федерального закона N144-ФЗ), и о таком мероприятии стало предположительно известно, что послужило поводом к увольнению внедренного оперативного сотрудника, то распространяются ли на такого сотрудника гарантии, предусмотренные трудовым законодательством России, в частности, от незаконного увольнения и взыскания денег за вынужденный прогул?
Ответ министерства:
"В соответствии с частью 1 стать 11 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, трудовое законодательство, в том числе положения об установлении трудовых прав и гарантий, распространяются на всех без исключения работников, заключивших трудовой договор.
2. Вправе ли работодатель ставить вопрос об увольнении «внедренного оперативного сотрудника правоохранительных органов» в связи с изначальной «порочностью» трудового договора, если работник принят на работу не для выполнения своих должностных обязанностей на рабочем месте, и не считаете ли Вы необходимым ставить вопрос о внесении в Трудовой кодекс РФ изменений в части дополнения оснований увольнения, например, из-за ничтожности трудового договора в связи с отсутствием взаимной воли сторон на его заключение?
Ответ министерства:
"Трудовое законодательство Российской Федерации не содержит понятия "порочность трудового договора", а также не предусматривает возможность признания трудового договора ничтожным.
Полагаем, что сам факт заключения трудового договора в соответствии с ТК РФ является достаточным основанием признания данного договора законным.
В связи с этим рассмотрение вопроса о включении в перечень оснований прекращений трудового договора основания, связанного с ничтожностью трудового договора, представляется нецелесообразным".
3. В соответствии со статьей 19 Федерального закона N144-ФЗ оперативно-розыскная деятельность финансируется в установленном порядке, а у сотрудника, осуществляющего ОРМ, в том числе в виде «оперативного внедрения» сохраняются все социальные гарантии по службе, в том числе начисление зарплаты и премий. Не будет ли являться в таком случае, вероятно, полученная компенсация за вынужденный прогул при восстановлении на работе в судебном порядке - неосновательным обогащением? Не нарушается ли в такой ситуации основной принцип судопроизводства – справедливость, и насколько могут быть реализованы задачи гражданского судопроизводства, предусмотренные статье 2 Гражданско-процессуального кодекса РФ?
Ответ министерства:
"Вопросы, изложенные в пункте 3 письма, не относятся к компетенции Минтруда России".
Полный текст ответа Министерства труда от 22.01.2014 на запрос ЗАКОНИИ.
«Закония» в соц. сетях