Москалькова Татьяна Николаевна

Уполномоченный по правам человека в РФ

Москалькова Татьяна Николаевна   

Родилась 30 мая 1955 года в городе Витебске Белоруссии, в семье военнослужащего, офицера ВДВ — участника Великой Отечественной войны.

Образование — высшее юридическое, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

Награждена орденом Почета, другими государственными и многочисленными ведомственными наградами.

Вдова, имеет взрослую дочь и двоих внуков.

В 1972–1974 годах работала бухгалтером Инюрколлегии.

В период 1974–1984 годов — в Отделе по вопросам помилования Президиума Верховного Совета РСФСР (делопроизводитель, старший юрисконсульт, консультант). Занималась подготовкой проектов решений о помиловании осужденных.

В 1984–2007 годах проходила службу в правовых подразделениях МВД СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых прошла путь от старшего референта юридического отдела Управделами МВД СССР до первого заместителя начальника Правового департамента МВД России. В сферу деятельности входили правовая экспертиза проектов ведомственных актов на их соответствие законодательству и международным договорам, подготовка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов. Принимала участие в разработке всех важнейших законодательных актов, регулирующих сферу охраны правопорядка.

С декабря 2007 года по апрель 2016 года — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Баллотировалась от политической партии «Справедливая Россия» по Истринско-химкинскому округу Московской области. Являлась председателем Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей. Представляла интересы России в составе российской делегации в Комиссии по правам человека ООН. Состояла во фракции политической партии «Справедливая Россия». Являлась членом президиума Центрального совета партии.

Внесла в Госдуму в качестве субъекта законодательной инициативы лично или совместно с другими депутатами 121 законопроект.

Активно занимается научно-исследовательской деятельностью, правовым просвещением населения. Автор и соавтор более 140 научных работ, в том числе монографий, учебников, комментариев к законодательству.

22 апреля 2016 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

 

Электронная приемная Москальковой Татьяны Николаевны (flash-версия)

  • Первым условием для борьбы с коррупцией я назвала бы прозрачность информации о доходах и имуществе, которое имеет должностное лицо и его семья.
    Считаю, что нам стоит взять на вооружение западный опыт, когда не власти, а само это лицо должно доказать законность своих доходов. Чтобы не государственные службы доискивались и потом доказывали, что он не утаил ни рубля. А сам чиновник объяснил, откуда у него деньги на счете, машина, яхта или завод.
    Наверное, не имеет смысла управленцу отдельно отчитываться еще и о своих расходах. Когда он сообщает о недвижимости и другом имуществе, что имеется в его собственности, – это и есть его расходы. И мы с вами их видим.



    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Пусть чиновники доказывают законность своих доходов! 18.04.2010 23:34
  • В идеале амнистия не должна ограничиваться спецификой праздника. Пусть она коснется и тех лиц, которые осуждены за преступления экономические и средней тяжести.
    Как прежнее понятие "спекуляция" сегодня сменил "бизнес", так и амнистия в определенной степени могла бы не исправить ошибки, а изменить ситуацию судебного производства в случаях, когда невозможно учесть все нюансы дела и личности обвиняемого. Не зря Президент идет на изменение положения об экономической ответственности – отношение к экономическим преступлениям заметно меняется. Я поддерживаю исторически сложившуюся акцию государства к большим политическим событиям, поскольку амнистия несет несколько позитивных функций. В морально-правовом плане, в идее гуманизма, в возвращении человека в общество.
    Основной вопрос, который несет столкновение мнений, Это объем амнистии. У Госдумы три проекта: «Справедливой России», ЛДПР и единороссов. И есть что сравнивать. Но если говорить о рамках амнистии, – то наиболее широкие они у фракции «Единая Россия».
    Второй момент. Потерпевшие в любом случае должны получить сатисфакцию и не воспринимать акт амнистии в штыки. Для этого в отношении каждого осужденного, подпадающего под амнистию, должна проговариваться обязательность возмещения вреда потерпевшему, учитываться количество судимостей, наличие положительной характеристики.
    Формы проявления гуманизма могут быть разные: полное освобождение, сокращение срока или дополнительной меры наказания, снижение срока наполовину. В любом случае мы должны понимать, что человеку как можно скорее необходимо начать кормить свою семью, растить детей. Или внуков, если это участник боевых действий.
    Но думаю, амнистия в идеале не должна ограничиваться спецификой праздника. Пусть она коснется и тех лиц, которые осуждены за преступления экономические и средней тяжести.



    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме А кто подумает о сатисфакции? 30.03.2010 03:37
  • Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции Татьяна Москалькова в интервью Информационно-правовому порталу «Закония» дала комментарий новости Управления ФСИН по Москве:
    «ФСИН планирует отдельный создать следственный изолятор для содержания лиц, которые оказались под следствием впервые. Ведомство полагает, что при этом резко снизится количество правонарушений.
    Но говорить, что раздельное содержание под стражей поможет остановить вал преступности, - не совсем верно, по-моему. Однако необходимость в такой мере действительно есть, когда речь идет о содержании совершивших тяжкие и менее тяжкие преступления, «новичков» и рецидивистов, мужчин и женщин, особенно в Москве, где изоляторы перенаселены. Кстати, Президент неоднократно говорил о том, что аресты у нас слишком часты, что к содержанию под стражей надо относиться внимательнее, как к исключительной мере ограничения свободы, и нет пока четкого контроля в этой области.
    Вообще такая норма, как раздельное содержание, есть и сейчас. Это закон о содержании под стражей от 1995 года. В свое время его введение было предметом острых дискуссий. В самом деле, есть параметры, диктующие содержание разных категорий обвиняемых в отдельных камерах, также как и лица из правоохранительных органов, скажем, не могут находиться под стражей вместе с другими обитателями СИЗО. Это, прежде всего, исключает репрессии по отношению к первым внутри сообщества.
    На самом деле отрадно, что появилась возможность дифференцированного подхода к содержанию обвиняемых. Ведь они действительно пока лишь обвиняемые и подозреваемые, а не осужденные. И не нужно, чтобы уже на этом этапе они проникались духом и законами колоний…
    Что касается оборудования СИЗО интернетом и появления «подведомственных магазинов» - скажу, что вещь полезная, хотя и не совсем новая. В части изоляторов она уже практикуется и доказала полезность. Интернет-магазины в СИЗО позволяют значительно упростить процесс получения передачи тем, кто состоит под следствием. Когда передача приходит от родственников, она обязана проходить контроль. Отсюда задержка передачи по времени (пока она по очереди дойдет до проверки) и , к сожалению, порча продуктов, потому что хлеб, к примеру, режется, сигареты ломаются… Понятно, что проверка нужна, чтобы исключить попадание к подследственному запрещенных к передаче предметов, но в таком виде как есть, она неудобна. Со счета снимать деньги проще, и товар быстрее попадает к покупателю, так как магазин находится на территории СИЗО. Он не потеряет срока годности и не будет испорчен при проверке. Кстати, и сама проверка в таком случае уже не потребуется. И специальный персонал для этого будет не нужен. Так что это форма взаимоудобная».



    Дальше...
    Написал Москалькова Татьяна (Татьяна Москалькова) в теме Нововведения ФСИН взаимоудобны. - Генерал-майор милиции Татьяна Москалькова 09.02.2010 16:54