ДОЛГ ПРОКУРОРОМ КРАСЕН
В середине января страна ахнула: Заводской районный суд Грозного обязал «Газпром межрегионгаз Грозный» списать задолженность населения за газ в размере 9 миллиардов рублей. Истцом выступила Прокуратура Чеченской республики. «А что, так можно было?» – спросили Чувашия, Смоленская и Свердловская области. В самый разгар бурной всенародной дискуссии о возможности списания долгов «оптом» и обсуждения «ЗАКОНИЕЙ» нового порядка взыскания долга до 100 тыс. рублей, в эфир программы «Де юре» на Радио Москвы позвонила слушательница из Красноярска и рассказала историю своей фирмы. В ней тоже странным образом переплелись долги населения за ЖКХ и непреодолимое желание прокуратуры списать задолженности, порой доходящие до 800 тысяч рублей. В Чечне объяснили тягу к списаниям «социальной напряженностью», а вот чем руководствовалась Красноярская прокуратура? Что вообще это за тенденция такая? Об этом – наш спецпроект.
В Сибирь по ссылке
Красноярск. Город-миллионник, крупнейший деловой, промышленный, образовательный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта России. По оценке качества жизни, в том числе работы ЖКХ, в 38 городах России по итогам 2017 года Красноярск занял 9 место. Зимой температура может опускаться до -30 градусов (абсолютный минимум -52,8), летом – в пределах +25, но может подниматься и до +36. Ко всему этому, красавец-Енисей добавляет влажность. Кстати, на Енисее построена Красноярская ГЭС – входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира.
К чему эти выписки из туристических проспектов? К тому, что, с одной стороны, чтобы дать свет, воду и обогреть такую махину в таком климате, нужны большие затраты. Но с другой стороны, депрессивным Красноярск точно не назовешь. Откуда такие задолженности у населения? А задолженности немалые, если они могли обанкротить все (!) управляющие компании города.
Фонд жил, фонд умер
Обслуживанием большинства домов в 7 районах Красноярска (это более 4 тыс. многоквартирных домов) занимались Управляющие компании, входящие в структуру ООО ГУК ЖИЛФОНД. Из-за регулярных неплатежей жителей, у Управляющих компаний накапливался долг перед ресурсоснабжающими организациями. К 2016 году долг достиг такого размера, что они инициировали банкротство всех семи Управляющих компаний города. И суд признал эти компании банкротами.
Для того чтобы рассчитаться с тепловиками, газовиками, водоснабжающими организациями за поставленное тепло, воду и другие услуги и на основании ст.140 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий компаний-банкротов выставил на торги дебиторскую задолженность – долги населения. Как известно, совершение сделки по реализации имущества должника направлено не на получение коммерческой выгоды, а на восстановление нарушенных прав кредиторов. При этом продавец не наделен правом выбора покупателя.
Общество с ограниченной ответственностью «Мирный дом» – юридическая компания, одним из видов деятельности которой является работа с задолженностями, купила часть долгов, предложив лучшую цену. Были заключены договоры цессий по взысканию задолженности перед ООО «УК «ЖИЛБЫТСЕРВИС», ООО УК «Жилкомресурс», «УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС».
ООО «Мирный дом» выкупив долги, вернуло средства ресурсоснабжающим организациям, чтобы они могли выполнять свои обязательства перед жителями по поставке тепла, света, воды в дома. И приступили к работе с должниками абсолютно законными способами и методами. Но почему-то прокуратура встала на защиту должников с огромными долгами. Под очень интересным предлогом.
Прокуратура и народ – едины!
Прокуратура посчитала, что права жителей нарушены тем, что конкурсный управляющий не спросил у них согласия на продажу задолженности. Договоры уступки долга была оспорены в судебном порядке и решениями Железнодорожного, Кировского и Ленинского районных судов Красноярска признаны недействительными.
То есть, по мнению Прокуратуры, компания-банкрот не имеет права передавать требования к должникам? Но это же распространённая практика. Надо было спросить у каждого жителя, согласны ли вы на переуступку вашего долга? Конечно, любой должник, особенно злостный, скажет - нет.
Теперь, что касается должников. Иски прокураторы были поданы в интересах шести определённых граждан, а также «неопределённого круга лиц». В соответствии с п. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе это сделать, но только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Неужели столько людей в Красноярске, по совместительству являющихся злостными неплательщиками, были так плохи, что не смогли сами обратиться в суд? Или тогда пришлось бы объяснять причину неплатежей, а оно им надо?
Кроме того, по действующему законодательству «неопределенный круг лиц» - невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Но как справедливо отметил Иосиф Виссарионович, у любой проблемы есть фамилия, имя и отчество. Так и здесь: количество должников четко определено в договоре, представленном самим прокурором в суд, как и размер задолженностей.
И, пожалуй, главное. По ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении прокурор должен указать, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также ссылку на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Ничего этого сделано не было. И правда, не указывать же, что нарушено право определённого круга лиц не платить за услуги по своему усмотрению, тем более, что нет такой нормы в законодательстве.
Не хочешь платить? И не надо
Интересная получилась ситуация. Пока одни собственники жилых помещений добросовестно оплачивали содержание своего имущества и коммунальные платежи, несли на это расходы, другие не парились, имели с этого профит и сейчас получили индульгенцию от платежей милостью прокуратуры. Как Красноярской, так и Чеченской. Разумеется, есть немало случаев, когда люди по тем или иным причинам: тяжелого материального положения или болезни, чрезвычайных ситуаций не могут в какой-то период оплачивать услуги. Для решения проблемных долгов есть соответствующие процедуры. Но чтобы вот так – оптом для большого числа жителей целого города или целой республики?
В Красноярске, что важно, ресурсоснабжающие организации при оставлении оспариваемого решения без изменения не получат ничего. Передать им права требования невозможно в силу положений ФЗ «О банкротстве» (предусмотрена уступка требований только через торги). Цепная реакция задолженностей и неплатежей будет только набирать силу.
В выигрыше в этой истории остаются только недобросовестные собственники жилых помещений, задолженность которых будет списана. После чего уже добросовестные собственники задумаются: стоит ли им исполнять свои обязанности по оплате по договору управления жилым домом или снова довести управляющую организацию до банкротства? И казалось бы, причём тут прокуратура? Или она, как война, всё спишет?
Вмешательство свыше
Теперь перенесёмся из Сибири в Чечню. Не дожидаясь, пока депутаты из всех регионов России напишут письма своим прокурорам с требованием добиться списания долгов за газ или даже за ЖКУ в целом, в ситуацию вмешалась Генеральная прокуратура. На сайте ведомства опубликовано поручение прокурору Чеченской Республики поддержать в апелляционном суде доводы жалобы «Газпром межрегионгаз Грозный», с которым они сами, собственно, и судились.
На сайте Генпрокуратуры также говорится, что «внимание прокурора Чеченской Республики обращено на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и что «в связи с необоснованным обращением в суд с исковым заявлением организована служебная проверка».
Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев заявил, что не готов поддержать списание долгов за газ ни в Чечне, ни в любом другом регионе: «С точки зрения дисциплины и того, что цифра долга немалая, и понимая, что у нас достаточно много других проблем, для которых надо искать денежные средства, я бы эту инициативу не поддержал».
Попытка массового списания долгов в Чечне провалилась. В Красноярске пока наоборот: проваливаются попытки ООО «Мирный дом» оспорить решения судов по искам прокуратуры. Одно из обжалованных решений Красноярский краевой суд апелляционными определениями оставил без рассмотрения по существу. Компания, тем не менее, намерена обжаловать это определение в Верховном суде и подать апелляции на два других судебных решения. Точка в сибирской истории пока не поставлена.
В этом неожиданно случившемся списательном тренде остался открытым еще один вопрос: как сделать, чтобы жители могли платить за газ, воду и электричество сполна и в срок? Но это уже совсем другая история к сфере права не имеющая никакого отношения.
Обсуждение