СВАЛКА НА НИВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Власти Севастополя вот уже несколько лет пытаются в прямом и переносном смысле выбить почву из-под проекта частного воспитательно-образовательного комплекса для одаренных детей «Алибаирский лицей», задуманного по высшему западному стандарту: с учебными классами, детским садом, площадками для занятий командными видами спорта и искусством, технопарком с учебными мастерскими, и, разумеется, общежитиями современного коттеджного, а не барачного, типа для детей и родителей – дошколят и начальных школьников нельзя отрывать от родителей.
О важности организации пространства образовательного учреждения именно в таком виде заявили высшие чиновники Минобрнауки, а также все эксперты программы «Де юре» (совместный проект Радио Москвы и ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»), посвященной теме утечки мозгов. Из которой мы и узнали от слушательницы эту жесткую историю, приземляющую все мечты о наличии в России хоть одного лицея мирового уровня в части формирования образовательной среды. В Севастопольский масштабный спор так или иначе оказались вовлечены Совет безопасности РФ, Минсельхоз РФ, суды различных уровней, «Генплан Москвы» и пр. Правовые кульбиты его в такой степени выбивались из норм российского права и законов логики, что член Совета по развитию городских территорий при спикере Госдумы Алексей Шепель через прессу спросил у севастопольских властей: «Вы по понятиям что ли там живете?». Редакция «ЗАКОНИИ» представляет вашему вниманию свой разбор этого системного многослойного земельно-архитектурно-образовательного спора. По понятиям.
I. ТРАДИЦИИ
Понятие №1: «Чересполосица»
Город русской воинской славы Севастополь на момент возвращения на Родину имел достаточно странное административно-территориальное деление. Границы самого города были определены, а вот границы населенных пунктов, входящих в него – нет. И имели они разный статус: часть – земли населенных пунктов, другая – сельхозназначения. Чтобы было понятно: в состав городского образования входит сам город Севастополь (урбанистская часть) и множество сел и поселков, бывших совхозов и колхозов. Чересполосица земель различного целевого назначения, с которой Севастополь пришел в состав РФ, с точки зрения федерального законодательства решается просто и однозначно: в границах городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) не допускается возможность существования земель сельскохозяйственного назначения. По логике вещей и норм права (ст. 83, 84 Земельного кодекса РФ, ст. 6, 12.1, 23 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»), все это – земли населенных пунктов. Ту же позицию высказало в ответ на запрос инвесторов Министерство сельского хозяйства в письме за № 15/1345 от 28.12.2020: «земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах территории города федерального значения Севастополя с момента установления его границ в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, относятся к категории земель населенных пунктов».
Для того, чтобы украинское правовое наследие, в том числе в части земельных правоотношений, интегрировать в правовую систему Российской Федерации, был принят закон с положениями о переходном периоде – Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Им предполагалось, и это абсолютно объяснимо, что принимаемые в рамках данной интеграции законы и подзаконные акты ни в коей мере не должны противоречить федеральному законодательству. Ведь Республика Крым и город федерального значения Севастополь причалили к российскому берегу, а не отправились в самостоятельное плавание. Вот в этот продлеваемый и продлеваемый неясный период и произошло вызывающее массу вопросов противостояние строительству лицея в Байдарской долине с использованием неурегулированных в соответствии с федеральным законодательством земельных отношений.
Понятие №2: «Свои свалки ближе к телу»
«Правительство Севастополя стоит на защите интересов города и его жителей. Для нас первоочередной задачей остается развитие экономики, а оно будет невозможно, если земли сельхозназначения и промышленного назначения отдавать под застройку. Мы готовы расторгнуть контракт с разработчиком Генплана города НИИ «Генплана Москвы» поскольку разработчики проигнорировали часть наших требований в частности по переводу земель, расположенных в Байдарской долине, из категории ИЖС обратно в земли сельскохозяйственного назначения»», – завил представителям СМИ директор Департамента градостроительства и архитектуры Севастополя Александр Моложавенко.
Все бы замечательно, если бы та самая Байдарская долина являлась предметом заботы руководства города на деле так же, как и на словах. По информации, которую ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» получило с мест, особо прекрасная территория является скопищем многочисленных свалок твердых бытовых отходов и строительного мусора, канализация там до сих пор устроена открытым способом, по рельефу. Говоря проще, фекалии попросту выливаются в водоемы, а затем в море, из-за чего последние в месте слива имеют ядовито-зеленый цвет и соответствующий наполнению запах. Инвесторы намеревались за счет собственных средств очистить территорию от свалок и построить современную канализационную систему, но, видимо, это, по мнению властей, будет препятствовать экономике региона.
Что вызвало такое ожесточенное сопротивление властей Севастополя и просто шквал обвинений во всех смертных грехах в ряде СМИ и пабликах города? Масштабный проект компании-инвестора – ООО «Али Баир» – образовательный кластер, о параметрах которого уже было сказано в начале статьи. Чем вызван такой территориальный и архитектурный размах проекта – 256 гектаров и множество строений? По словам Татьяны Щеголевой, соавтора проекта, общепринятый стандарт престижных учебных заведений в развитых странах давно уже ушел от родных наших «универ/лицей – общага». Без практикоориентированности: учебных мастерских, научных лабораторий, площадок для занятия музыкой, рисованием и другими видами искусства, образование не является всеобъемлющим. Потому что таскать потенциального олимпийского чемпиона из школы в другой конец города каждый день на занятия спортом – это убить будущее ребенка. Эти два главных для него центра должны быть рядом, родители – его поддержка – тоже должны быть рядом. Предполагалось, что таким образом удалось бы удержать талантливых детей в родной языковой и культурной среде. Ведь дети как губка впитывают окружающую их культуру, воспитываясь в ее заданных рамках. Они же все равно уезжают, и это печальный факт, почему бы не предпринять попытку задержать их здесь, создав условия, равные западным? Создать опыт, прецедент, по которому в дальнейшем будет развиваться отечественное образование. На уровне высшей школы Минобрнауки уже заявило о начале практического применения планов строительства 30 университетских кампусов в разных городах страны. С тем, чтобы оставить талантливых ребят не только в России, но и закрепить в регионах, уйти от перекоса в сторону Москвы и Петербурга. Севастополь имел все шансы стать первооткрывателем (что важно: не за деньги бюджета) строительства школы-кампуса мировых стандартов. Но нет! Свалки forever и долой Генеральный план! А зацепились за Генеральный план только потому, что ООО «Али Баир» выкупило земельные наделы под строительство образовательного комплекса совершенно законно и придраться в этом плане было не к чему.
Понятие №3: «Не жили с Генпланом, нечего и начинать»
Формирование Генерального плана развития города русской славы Севастополя с момента вхождения в состав Российской Федерации идет весьма своеобразно. Генплан, как известно, основополагающий для развития населенного пункта и его инвестиционной привлекательности документ, его дорожная карта, альфа и омега. В России есть два основных крупных разработчика генпланов: петербургский «Гипрогор» и институт «Генплана Москвы». В ходе конкурса был выбран крупнейший – столичный, и на разработку документа были выделены бюджетные деньги.
У этих двух махин никогда проблем с генпланами городов не было. До Севастополя. Власти города заявили, что в ходе общественных слушаний проект получил множество нареканий, самым главным из которых было требование народа вернуть земли Байдарской долины снова в категорию сельхозназначения. Руководствуясь волей народа руководство города решило разорвать договор с «Генпланом Москвы», попутно обвинив его в аффилированности с инвесторами постройки лицея.
Тут уже возмутились федералы. «"Генплан Москвы" на конкурсе выбрало правительство [Севастополя]. Исходные данные «Генплану» дает правительство. Сам институт находится в Москве. Им там на ваших застройщиков… с высокой колокольни. У них таких городов десятки. Архитекторы картинки рисуют, они далеки от инвесторов и денег. Они не в состоянии вступить в переговоры с какими-то застройщиками. Это нонсенс», – в сердцах заявил СМИ Алексей Шепель, член Совета по развитию городских территорий при спикере Госдумы Вячеславе Володине.
Он напомнил, что такой документ, как договор о разработке Генплана нельзя расторгнуть в одностороннем порядке, а только по решению суда. Для начала должна была быть отправлена претензия, потом по иску назначается судебное заседание, и даже если оно состоится и будет вынесено некое решение, то после вполне вероятна апелляция, которая затянется минимум на 3-4 месяца, потом кассация, потом Верховный Суд и т.д. «О каком расторжении контракта идет речь? Это непрофессионализм чиновника. Вы по понятиям что ли там живете?», – возмутился Шепель.
Он также выразил недоумение тем, что для разработки правил застройки и землепользования выбрали неизвестное учреждение, то есть, по сути, отдали составные части генерального плана в разные руки, исполнителям с совершенно разным уровнем опыта и знаний.
«У любого постороннего наблюдателя, который знает, что такое архитектурное устроительство, это вызывает недоумение. Поэтому я считаю, что все сегодняшние проблемы Севастополя – это проблемы, связанные с компетенцией местной власти. Делать несколько лет генплан для городка с населением в 300-500 тысяч человек – это просто издевательство», – подчеркнул Алексей Шепель, и напомнил, что Совет безопасности РФ дал губернатору Севастополя четкое указание: завершить работу с Генпланом к декабрю 2018 года. Воз и ныне там. Город живет по Генплану 2005 года. Видимо, в рамках стратегии развития экономики.
II. СИСТЕМНЫЙ ВОПРОС
А пока системный вопрос отнесения к соответствующей федеральному законодательству категории земель Байдарской долины висит в воздухе, местные суды один за одним отказывали ООО «Али Баир» в требованиях о признании незаконным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 4521-РДЗ от 23.05.2019 «Об определении категории земель в отношении земельных участков, категория которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». Не отстал от них и Арбитражный суд Центрального округа. Сейчас ООО «Али Баир» подало кассационную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации.
Суды строят свои доказательства на своеобразном толковании ст. 5 закона города Севастополя № 46-ЗС «Об особенностях имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя». По их мнению, понятие «населенный пункт» можно применить к границам населенных пунктов входящих в состав Севастополя, но не к самим границам города Севастополя, как субъекта РФ. Мол, поскольку нет Севастополя в перечне населенных пунктов в Приложении № 3 к Закону № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя», то и общее правило отнесения земель к землям населенных пунктов или иных категорий к нему не относится, а только к границам населенных пунктов, входящих в его состав.
Но ведь понятие «границы населенных пунктов» определяется в соответствии со ст. 83 ЗК РФ «Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов» и используется для целей отнесения земель к землям населенных пунктов или к землям иных категорий. Пункт 2 статьи определяет порядок установления или изменения границ населенных пунктов для границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. И там абсолютно четко говорится: «утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Не Правительства города, не губернатора, и уж тем более, не Департамента градостроительства и архитектуры. Этой статье кодифицированного акта Российской Федерации нет дела до понятий «город федерального значения» или «населенный пункт», или как там еще себя поименовали власти Севастополя, есть ли в его составе какие-либо территории, названные населенными пунктами или нет. Границы города федерального значения Севастополя согласно ст. 84 ЗК РФ являются границами населенного пункта для целей деления земель на категории и эти границы утверждаются по решению Совета Федерации. Решение это утверждено Советом Федерации Федерального Собрания РФ путем утверждения Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 и является установленным в соответствии с законодательством РФ. Для разрешения вопросов в сфере земельных отношений Закон № 19-ЗС не применяется. О чем тут вообще может идти спор? И ладно, когда обратное утверждали местные арбитражные суды, но почему с этим согласился Арбитражный суд Центрального округа – большая загадка.
III. ОСОБАЯ ЗОНА
Неудивительно, что от такой «заботы об экономике» инвесторы, заинтересовавшись когда-то работой в Свободной экономической зоне Севастополя, разбегаются куда глаза глядят. Как можно инвестировать в город, у которого до сих пор нет актуального Генерального плана, а в результате подмены понятий категоризации земель твой проект имеет все шансы быть похороненным? Уходят тихо, в отличие от героев данного журналистского расследования, которые решили побороться.
Кстати, ООО «Али Баир» также заключил договор с Правительством Севастополя об участии в СЭЗ. По срокам на нынешнем этапе предприниматели должны уже предъявить данные о предоставленных рабочих местах. О наличии каких рабочих мест «Али Баир» может рассказать Правительству Севастополя, которое собственноручно рубит на корню данный инвестиционный проект? А за невыполнение плана грозит штраф.
ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», разумеется, возьмет это судебное разбирательство под свой информационный контроль в рамках мониторинга правоприменения, осуществляемого по соглашению с Минюстом России. Мы будем отслеживать все принимаемые решения на уровне судебной и исполнительной власти, а также публикации в местных пабликах и СМИ.
Но есть одна информация, которую очень бы хотелось увидеть редакции и поделиться с читателями: строку источника доходной части бюджета субъекта Российской Федерации города Севастополя о поступлениях от организации свалок бытовых отходов на территории Байдарской долины. Может, вот он – инновационный неисчерпаемый источник бюджетного благоденствия, а не какие-то престижные лицеи с отчислениями от доходов от платы за обучение и сотнями рабочих мест?
Обсуждение