Станислав Смирнов. Точка зрения.
Идея с отменой трудовых книжек реально созрела, а не придумана Минздравсоцразвития. Если в советский период, 25 лет назад, порядок ведения трудовых книжек хоть как-то дисциплинировался, то последнюю четверть века он никак не регламентировался.
Вот мне как нотариусу практически ежедневно приходится сталкиваться с тем, что люди приносят трудовую книжку и просят сделать копию для пенсионных органов. Но выглядят они все – практически поголовно – эти трудовые книжки, очень неприглядно. Много исправлений. Очень много неоговоренных вещей. И фактически они носят такой сомнительный в достоверности характер. Поэтому сегодня говорить о том, что вот нам надо сохранить трудовые книжки, чтобы люди смогли что-то подтвердить из проработанного, не совсем верно. Потому что практически к любой из этих трудовых можно придраться.
Сами трудовые книжки ведутся отвратительно. Любой из нас пусть посмотрит на свою трудовую книжку: что она из себя представляет? Сколько там перечеркнуто слов, начиная от фамилии (что особенно касается женщин), заканчивая профессиями и названиями организаций, реорганизаций структур, в которых мы работаем.
Надеяться на то, что в отделе кадров, в дирекции или в управляющей компании правильно заполняют наши документы, нам не приходится. А когда нас увольняют или организация либо ликвидируется, либо преобразуется каким-то образом – уже нет ни печатей, ни тех руководителей… Так что, на мой взгляд, сами трудовые книжки еще ничего не доказывают. Человеку как раз приходиться сталкиваться со значительными трудностями, чтобы при наличии трудовой книжки как-то подтвердить свой стаж.
При наличии какого-то общего порядка, при котором каждый будет иметь возможность получить документы о стаже или справку при увольнении, возможно, будет некоторое нагромождение документов у человека – физического лица – но зато это будет гарантировать ему подтверждение его трудовой деятельности.
Пока что, в соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Я думаю, эту статью исключат из Трудового кодекса. Или ее следует дополнить: сведения о трудовом стаже подтверждаются также справками или иными документами, подтверждающими работу в той или иной должности в том или ином месте.
Вновь напомню советские времена. Когда я пришел в 70-е годы работать в адвокатуру, трудовые книжки у адвокатов не велись, и их коллегии давали справки о том, что человек с такого-то по такое-то время работал адвокатом. И ничего, люди обходились, собирали документы по листочку...
Как говорится, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», а не инспектора отдела кадров. Потому что с него потом спросить не получается.
Станислав Смирнов
Норвегия и Россия. Поводом для сравнения в СМИ жизни в тюрьмах и на свободе в этих двух странах стала трагедия на норвежском острове Утойя.
Сравнивать, конечно, можно все, что угодно. Но ведь никому не приходит в голову сравнивать уровень жизни, хотя и существуют такие таблицы и подсчеты. Уровень жизни, то есть материальное обеспечение человека, который проживает в том или ином государстве, он чувствуется по размеру социальных пособий, и в социальных выплатах, и в медицинском обслуживании, и в возрастной планке для пенсионеров, и в оплате образования, и в содержании детских и школьных учреждений. Они разные в каждом государстве, и Норвегия, безусловно, как известно, занимает лидирующее положение в тех достижениях, которые касаются благ и услуг, применительно к жизни и человеку. И, может быть, – конечно, к нашему стыду российскому, – нам очень неудобно сравнивать свой уровень жизни с Норвегией: она тоже нефтедобывающая страна, но в России, получающей те же самые нефтедоллары, как их называют, мы живем совсем по-другому.
Естественно, законы и условия содержания заключенных тоже разные.
Норвежцы сейчас сами задумались, на правильном они пути, не случайно их средства массовой информации, со слов их представителей, спорят о том, достаточно строгие или излишне мягкие у них законы и условия содержания преступников. Но я опять возвращаюсь к тому, с чего начал: разный уровень жизни, отсюда и разные условия, в том числе, и содержания заключенных.
Хотя сегодня максимальный срок для убийцы Брейвика может составить предположительно 21 год, кто-то говорит – 30, но суть от этого не сильно меняется, мне кажется: на самом деле, наверное, каждый день там дорогого стоит. А 21 год и 30 лет – это только стороннему человеку кажется разницей. Поскольку были лишены жизни многие десятки людей жизни, то любое наказание и любой срок заключения несоизмерим с этой потерей.
…Когда я учился в Московском государственном университете, профессора, доктора наук, которые воспитывали и вкладывали в нас знания, по уголовному праву, уголовно-исполнительной системе, они говорили: «Цель наказания – это перевоспитание человека». И вот здесь очень трудно найти общий и единственно правильный рецепт. Смотрите, в каждой семье дети воспитываются по-разному, потому что разные их родители. И даже в одной семье бывает: родители и дети как будто «не родные» и по воспитанию, и по поведению. Кто-то лучше учится, кто-то плохо, один становится преступником, а другой – очень благопристойным гражданином.
Так же и очень трудно сказать, какое наказание будет способствовать перевоспитанию этого норвежского террориста. Но здесь (хотя я не специалист психиатрии), я думаю, что человек абсолютно нездоров, просто нормальный человек не может совершить такое, что натворил этот парень…
С другой стороны, опять же по данным СМИ, он хотел привлечь внимание европейского сообщества к тому, что выходцы из исламских государств, как он считает, становятся доминирующими в Европе. Допустим, он, вроде бы, нездоров, но ведь действительно он заставил европейское и мировое сообщество говорить об этом.
Нужна ли либерализация уголовного кодекса, если уж мы коснулись темы гуманности правовой системы Норвегии?
Я работаю в правовой системе и государственной власти и управления, в той или иной мере, уже 20 лет, и считаю, что все-таки равняться на лучшие образцы, конечно, стоит. Надо воспринимать общемировые достижения человечества в области права, но, конечно, существует и специфика каждого государства. И не случайно существует выражение: «Что русскому хорошо...» и так далее. При этом надо соизмерять желание со своими возможностями, то есть, просто механически перенести в свою страну чужой хороший опыт, - наверное, это неправильно. Но наш уголовно-процессуальный кодекс, опираясь на мировые тенденции, уже предусматривает как меру пресечения в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, не только арест, а и, скажем, домашний арест. Это пример того, что полезное со стороны надо воспринимать и применять в соответствии с собственными существующими реалиями.
…Условия содержания в СИЗО и местах заключения, конечно же, должны быть человеческие. Сегодня их невозможно сопоставить с возможностями человека, находящегося в норвежской тюрьме. Ну а как сравнивать жизнь в городах федерального значения или областных центрах и в какой-нибудь подмосковной деревне, где нет ни газа, ни света, ни воды… я уж не говорю о «глубинке». Это то же самое. Все соизмеримо с окружающими условиями и потребностями, так оно и есть, и так оно и будет.
Станислав Смирнов
05.08.2011
Сегодня на улицах города полно молодежи с алкоголем. Пить пиво или другие спиртные напитки на ходу, на лавочке, на остановке - у всех на виду - стало нормой в современном обществе. Возникает вопрос: как бороться с поголовным пьянством в стране?
Поговаривают о введении сухого закона, однако, я считаю, что применение данной меры успеха не принесет и, конечно, не остановит пить наш народ. Вспомните, в 1985г. власти уже пытались задушить «зеленого змия», однако он до сих пор жив и процветает.
Полностью проблему не решит и воспитание в России культуры пития, хотя, конечно, это поспособствует в борьбе с алкоголизмом. А с чего вообще начинается культура, причем, не только пития? С семьи, потому что дети всегда берут пример с родителей. Во время домашних посиделок не стоит забывать о том, что они рядом и смотрят на вас, и могут увидеть, как вы теряете чувство меры в употреблении алкоголя, запомнить и принимать это в дальнейшем как должное. Для ребенка личный пример очень важен, хотя, конечно, не факт, что благовоспитанный молодой человек, у которого все хорошо в семье, было счастливое детство и т.д., не превратится в пьяницу.
Культуру пития в нашей стране необходимо прививать постепенно. И начать нужно с приобщения современного «продвинутого» поколения к общей культуре, к культуре в целом, возродить ее в населении, заново научить его правильному поведению на дорогах, в транспорте, в местах общественного отдыха. В таком случае, со временем, может, что-то и изменится, люди начнут понимать: застолье - не повод напиваться, а праздник - не повод для выпивки.
Станислав Смирнов
08.06.2011Сегодня часто случаются злоупотребления процессуальным правом и нарушение судебной практики судьями. Прочитал на форуме «ЗАКОНИИ» о том, как велось заседание суда присяжных в Нижнем Новгороде. Что делает судья? Он явно давит на присяжных, сообщая им негативные сведения о подсудимом, при этом, призывая их игнорировать. А сделать это непрофессиональным участникам суда практически невозможно, поскольку информация судьи уже отложилась в их сознании. На мой взгляд, это неприемлемо.
Суд присяжных должен быть беспристрастным, что подразумевает отсутствие у присяжных заседателей предвзятости в процессе судопроизводства. Конечно, судья, давая напутственное слово, обязан разъяснить наиболее сложные и проблемные вопросы, на которые придется отвечать присяжным заседателям. Но занимать сторону обвинения или защиты судьи не имеет права. В этом, собственно говоря, главный принцип правосудия - беспристрастность.
Мнение и, соответственно, вердикт по делу, присяжных заседателей должны формироваться по общепринятым канонам судопроизводства, на основе принципа состязательности, т.е. исходя из того, насколько убедительными будут аргументы обвинения или защиты без учета конкретного, личного мнения судьи.
Станислав Смирнов
24.05.2011Если в нашей стране вводить новые механизмы противодействия коррупции, в частности активное участие граждан, организаций и СМИ в информировании о взятках, в связи со специфичностью отечественного менталитета, необходимо предусмотреть множество нюансов.
Среди них на первом месте ответственность заявителя за заведомо ложные сообщения, доносы. Вполне возможно, что данный механизм противостояния коррупции в режимах онлайн и офлайн может использоваться различными организациями для подавления конкурентов под прикрытием неосведомленности.
Однако не исключено и то, что свобода слова о коррупции в России приживется. Как показывает практика зарубежных стран, такие формы информирования населения о фактах коррупции широко используется правоохранительными органами и спецслужбами.
Станислав Смирнов
18.05.2011Обещают, что с начала будущего года начнет действовать новая линейка штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. Впервые величина наказание за отдельное правонарушение будет зависеть от места его совершения. Причем, для москвичей и петербуржцев размер штрафа в несколько раз больше, нежели для жителей других регионов России.
Я, как владелец транспортного средства и участник дорожного движения в Москве, противлюсь такому решению властей, однако понимаю, возможно, это и правильно. Во-первых, в каждом регионе существует свое законодательство, а во-вторых - разные дороги.
Но, на мой взгляд, повышение величины штрафов все равно действовать не будет, так как игра ведется в одни ворота. Если взять общую картину с соблюдением правил дорожного движения в России, пешеходы нарушают не реже водителей и не несут никакой ответственности, закрепленной законом, поэтому, хаотично передвигаясь по дороге в неположенных местах, сами часто провоцируют водителя на нарушение ПДД.
Станислав Смирнов
03.05.2011Штрафы за организацию азартных игр, предусмотренные поправками в законе о лотереях, - хорошая мера воздействия на особо предприимчивых граждан, не следующих букве закона, но сможет ли она пресечь опасную деятельность, оценивать рано.
Реальную картину действенности поправок можно будет увидеть тогда, когда механизм исполнения закона отработает определенное время, и на основе анализа административной или судебной статистики можно будет делать выводы.
Юридическая система построена на неотвратимости наказания, и дело не в том, какова степень ответственности правонарушителя, насколько наказание строгое, тяжелое и материально весомое.
Каждый виновный должен быть привлечен к ответственности, а каждый невиновный должен избежать вовлечения в машину административного или судебного производства. И главное здесь то, насколько отлажен механизм законоприменения.
Станислав Смирнов
29.04.2011Законодательство – это живой организм, а потому любой закон и любые нормы по мере необходимости могут меняться, подлежать обработке, пересмотру. И Трудовой кодекс не исключение.
Если говорить о нормах, которые регулируют взаимоотношения работника и работодателя, то нужно учесть, что наше общество сегодня достаточно противоречиво в своих интересах: если предприниматели преследуют одни цели, то у работников зачастую они могут быть совершенно иные. При редактировании законодательства необходимо соблюсти разумный баланс интересов обеих сторон. Ну и, конечно, интересы государства должны быть учтены, потому что в любой стране необходимы как трудовая дисциплина, так и правильная организация работ, защита социальных и имущественных прав работников.
Конечно, бизнесмены, говоря о внесении изменений в Трудовой кодекс, преследуют, прежде всего, свои вполне определенные цели: упростить процедуры приема на работу, увольнения, минимизировать или и вовсе отменить выплату компенсаций работникам. Я не думаю, что ТК РФ так устарел, что требует замены. Да и полностью переписать его вряд ли посильная даже для Михаила Прохорова задача. Создание любого закона требует, по меньшей мере, 10 лет серьезной, вдумчивой работы, обсуждения. А просто взять и переписать – невозможно, нет таких специалистов. Но необходимость работы над законодательством всегда существует и обязанность всего нашего общества - принимать в этом посильное участие.
Станислав Смирнов
Вопрос о представлении к награде - в большинстве случаев вопрос несправедливый. Часто в силу различных обстоятельств и бюрократических проволочек достойный награды поступок долго остается незамеченным, и только спустя долгое время награда, как говорят, находит своего героя.
К тому же вопрос о наградах не всегда справедлив еще и потому, что иногда просто не знают, кого награждать. Помните, как персонаж Маршака в «Рассказе о неизвестном герое»: совершив подвиг, «парень вскочил на подножку трамвая, тенью мелькнул за вагонным стеклом, кепкой махнул и пропал за углом...». Так и в случае Сергея Сотникова – человек совершил выдающийся поступок, но даже сам не придал этому значения. Здесь речь о подвиге, которого и сам его исполнитель не ожидал, не готовился к нему, а просто выполнял свой моральный долг. Ведь он не мог предположить, что когда-то на этой заброшенной полосе, которую он чистил, случится экстренная посадка и его работа спасет людям жизнь.
И, возможно, наибольший интерес к этому подвигу должен проявить сам экипаж, пассажиры потерпевшего крушение самолета, нежели административная власть… Хотя и государство могло бы отметить этот поступок. Ведь не обязательно награждать медалью или крестом, которые будут сиять на груди – можно просто объявить благодарность. Еще уместнее было бы присвоить Сотникову звание почетного гражданина Коми или назвать в его честь одну из улиц. В любом случае, хорошо, что об этом заговорили СМИ, и поступок Сотникова в любом случае будет отмечен, хотя бы народным вниманием - это событие действительно достойно того.
Станислав Смирнов
Президент Московской областной нотариальной палаты Станислав Смирнов стал лауреатом премии «Фемида» в номинации «Нотариат».
15.03.2011
«Закония» в соц. сетях