Как запретить лучшее, что в тебе ЕСТЬ?
Кажется, Ходорковскому при решении вопроса об условно-досрочном освобождении – когда анализировалось его поведение в заключении, было поставлено в вину «незаконное отчуждение» продуктов питания лицам, с которыми он вместе отбывал наказание. То есть человек поделился куском хлеба или парой лимонов с таким же человеком. Это расценивается как нарушение режима содержания, а потом еще влияет на решение вопроса о том: «заслуживает ли человек снисхождения – условно-досрочного освобождения или не заслуживает?». Ну, это смешно, конечно!
Я кому-то в переходе дал милостыню. Меня, что, должны подвергнуть административному взысканию?..
У людей множество наклонностей, с которыми стоит всячески бороться. Но быть против нормальных потребностей души человеческой – поделиться с тем, который страдает… Абсурдно. Вообще все начинания искоренить в человеке человеческое рано или поздно заканчивались крахом.
Милосердие регламентом запретить, конечно, нельзя. Закон – это такое положение, которое должно исполняться. А государство (потому что мы говорим о государстве) должно иметь силы в случае не исполнения закона принудить каждого, кто не исполняет его, к исполнению. В противном случае это не закон, а просто бумажка. Поэтому представить себе закон, который бы запретил милосердие, очень сложно.
Государство (я, конечно, говорю про наше) в разные периоды времени по-разному боролось с бродягами. Очень был показательный в этом плане период, когда в 1980 году в Москве проводились Олимпийские игры: город «зачистили» полностью от нищих – чтобы они «не портили картину» – всех просто вывезли за территорию и все. Тогда была другая социально-экономическая формация, мы жили в социалистическом государстве, и вопрос был решен в духе времени.
В Советском союзе Уголовным кодексом была предусмотрена статья за бродяжничество, попрошайничество и тунеядство. Людей, которые злостно уклонялись от работы, просто отправляли в колонию, а там уже человек «приобщался к полезному труду». Эта история давняя.
Сейчас обстановка изменилась: мы живем в эпоху рыночной экономики. А это предполагает (ну, по идее) больше свободы, для каждого человека, чем при социализме. В том числе он имеет право умирать от голода, но не работать.
Запретить верующим подаяние – это вряд ли возможно. С другой стороны, возникает вопрос: а как само государство справляется со своими обязанностями по отношению к гражданам? Наличие бродяг, бомжей и других лиц, которые ведут маргинальный образ жизни – это, наверное, неизбежность большого общества. Тем более на этом этапе развития, на котором мы находимся.
Нельзя сказать, что государство ничего не делает для того, чтобы хоть как-то с этим явлением бороться. Причина понятна: люди без определенного места жительства ведут себя недостойно и тем самым отравляют жизнь другим гражданам. Насколько мне известно, принимаются меры, создаются ночлежные дома, где бомжи могут переночевать, помыться и поесть.
В приютах и ночлежках, безусловно, предъявляются определенные требования, то есть, там нельзя «как хочу». Надо вовремя приходить, соблюдать определенные требования режима этого учреждения, там, конечно, не разрешено распивать спиртные напитки и т.д. А многие из бомжей соблюдать правила не хотят или не могут выдерживать требования этого режима.
Если мы говорим о реабилитации, возвращении таких граждан к нормальному образу жизни – то это огромные затраты, которые нашему государству не по плечу. Оно и людей с меньшими проблемами не в состоянии обеспечить. В провинции, где зарплаты по 5 000 рублей – это практически нищенское существование для людей, которые добросовестно работают и не пьянствуют. Спрашивается, что может сделать провинциальное руководство для своих граждан? Поэтому они, так или иначе, тянутся в мегаполисы. Это порождает проблемы и для них самих, и для горожан. А реально ли для властей те же самые проблемы разрешать, но уже в гораздо более крупных масштабах? Если нет, то, хотя бы, стоит приветствовать то, что делается другими, например, верующими.
Милосердие в человеке заложено от природы. Тяжело видеть рядом с собой человека страдающего, бездомного, голодного, оборванного. Как запретить потребность хоть чем-то помочь законом?
Валерий Степанов
23.09.2011
Комментарии