Исключить ангажированность при контроле судебной системы
Однозначно, нужно комплексно реформировать действующую в России судебную систему. Как сделать так, чтобы судьи меньше ошибались? Провести работу по всем фронтам, выяснить, что необходимо поменять в первую очередь, приложить к этому максимум усилий. Не хватает ответственности? Добавить ее. Маленькая зарплата? Увеличить.
Судья должен знать, что, не отступая от закона, может спокойно прокормить семью. Если судья будет в достатке, он не захочет лишиться этого благополучия и лишний раз подумает, прежде чем «оступиться». Судья должен понимать, что от коррупционной составляющей он должен иметь внутренний барьер. Тогда вернется к судьям былое доверие.
Важно, чтобы те, кто занимается реформами, не были ангажированными. А то знаете, как бывает, где-то добавляем ответственности, в то же время другим даем лишние права.
Законы должны быть безупречными, без лазеек и двусмысленностей. При внедрении какой-либо новой законодательной инициативы нужно миллион раз проверить, поправить, а потом только принимать.
14.05.2012
Позднее об этом
-
4 комментария
Дисциплинарные меры в отношении судьи подрывают основы его независимости
Современная судебная система нуждается в тщательном, серьезнейшем совершенствовании. Считаю наипервейшей задачей, наиболее срочной и незамедлительной в интересах страны, государства и закона, выход на объединение трех судов в один – Верховный суд РФ. Единый суд справедливости, как во многих странах он называется. И, конечно, должны быть коллегии по конституционным делам, по арбитражным, уголовным, по гражданским, по административным, по делам в сфере ювенальной юстиции, т.е. в отношении несовершеннолетних. Это даст возможность, во-первых, формирования единого бюджета, и, во-вторых, прекратит безобразие, когда суд одинакового уровня Москвы и Московской области принимает одно решение, а арбитражный суд – абсолютно другое. Нет единого следования закону, единообразия практики правоприменения.
16.05.2012
Буквально вчера в Петербурге прошла научно-практическая конференция по мониторингу практики правоприменения. Она еще раз показала, что практика, которую мы сегодня имеем, к примеру, в сфере применения уголовного наказания, в гражданско-правовой сфере, особенно в сфере предпринимательства, она просто разнится до такой степени, что незамедлительно нуждается в едином четком подходе во имя, повторяю, страны, во избежание резкого социального, такого, как сегодня, протестного движения. Нужно граждан успокоить принятием серьезных, глобальных решений в области правосудия.
Самое главное. Судьи, которые раньше были пожизненно назначаемы, были уверены в своем завтрашнем дне, они спокойно выносили решения, не оглядываясь на смену президентов и правительства. Сегодня это им вновь пообещали, но только на уровне Верховных судов. Назначаемость судей пожизненно – это, я убежден, одна из гарантий независимости судьи.
Дисциплинарная ответственность, в свое время внедренная по инициативе замглавы администрации президента, к сожалению, изменила ситуацию значительно. Многие судьи сегодня зависят напрямую от председателей судов, которые назначают им поощрения, премии, от их мнения зависит получение судьей жилья и т.д. Кроме того, любое административное или дисциплинарное влияние на судью подрывает напрямую основы его независимости. Например, я считаю, то, что гаишник может наказать судью – это неправильно. Это должно происходить в рамках корпоративного внутреннего анализа на основе Кодекса этики и на основании закона о статусе судей.
И наконец, о том, что сегодня беспокоит всех нас. Это, с одной стороны, неоднозначная практика правоприменения, а с другой стороны – мы понимаем, что в современных условиях, когда один предприниматель конкурирует с другим, и на его стороне любой вид власти: судебной, следственной, прокурорской, – речь заходит уже не только о реформе суда. Если мы говорим о правосудии, это касается и следствия. Следствие должно быть независимым, подчиняться только закону, но не должно быть ни при каких погонах – ни ФСКН, ни ФСБ, ни МВД.
В идеале следователи должны быть независимыми, но «око государево» над ними должно быть именно прокурорское. Надзор прокуратуры необходим. Следователь сам должен подписывать обвинительное заключение, представлять е прокурору. Дело должно направляться в суд только с согласия прокурора, а сегодня получается так, что прокурор автоматически становится на сторону той версии, которую разработал следователь. Таким образом, абсолютно независимое следствие должна контролировать прокуратура, ей нужно полностью вернуть надзор за следствием, прокуратура должна стать высшим органом надзора.
Суд должен быть официальным законным органом, чтобы люди знали, что они идут в суд за защитой своих прав, что там их не ждет коррупция. Судья не должен бояться выносить оправдательный приговор. Страха у судьи не должно быть, что его заподозрят в коррупции. А чтобы его не было, у судьи должен быть четкий внутренний свободный принцип принятия решений. -
комментировать
Улучшение качества работы судьи требует комплексного подхода
Что способно повысить дисциплинарную ответственность судей: количество санкций: выговоры-увольнения, полная смена кадрового состава, стимулирование оплатой?.. Тут ответ, мне кажется, очевиден: только все меры в комплексе улучшат качество работы судьи.
14.05.2012
Единственно, я по поводу зарплаты не очень бы горячился. По-моему, у судей и так настолько высокая зарплата сейчас, куда уж ее еще поднимать? Мы сами таким образом можем создать неравенство среди служащих, потому что у нас есть профессионалы, которые работают за 5-7 тыс., а есть и такие, что просто невероятное количество денег получают.
Конечно, работа судей тяжелая, и правильно, что они неплохо зарабатывают. У судей гарантированная пенсия, которая, кстати говоря, идет от оклада, повышается с ростом зарплаты, проезд у них бесплатный… Я бы не связывал отношение судьи к своим должностным обязанностям с материальным фактором…
Комментарии