Татьяна Москалькова. Точка зрения.
Недавно узнала об инициативе Минздравсоцразвития на законодательном уровне ввести в России тотальный запрет на курение. На мой взгляд, одними запретами мы вряд ли добьемся положительных результатов.
Вообще, исходя из опыта прошлых лет, можно сказать, что радикальные меры по оздоровлению общества в России всегда приживались очень тяжело. Вспомнить хотя бы «сухой закон» времен Горбачева, который просто «увел» в подполье продажу спиртного, а не искоренил проблему алкоголизации населения в целом.
А недавняя ликвидация игорного бизнеса? Смогла ли она закрыть все казино и решить проблему игромании? Нет, просто породила в стране множество нелегальных игорных заведений, замаскированных под безобидные лотереи. К сожалению, запреты у нас, да и не только у нас, во всем мировом сообществе, в основном дают обратный эффект, стимулируя «подполье».
По-моему, в борьбе с повальным табакокурением куда важнее запретов является пропаганда здорового образа жизни, с одной стороны, и создание условий для этого – с другой. Нужно не только постепенно ограничивать оборот табачной продукции, но и дать людям возможность заниматься спортом, организовывать их досуг, отдых. Мы видим, что сегодня дворовый спорт свернут из-за точечных застроек. Многие спортивные площадки просто прекратили свое существование.
Таким образом, сначала нужно изменить социальную сферу общества, тогда само по себе будет меняться и отношение людей к курению.
Татьяна Москалькова
Безусловно, изменения в закон РФ "О безопасности дорожного движения" и КоАП РФ в какой-то мере скажутся на тарифах такси на первых порах. Но в иерархии ценностей необходимо выбирать приоритеты. Приоритетом является казна государства, в которую должны поступать налоги с доходов, получаемых от трудовой деятельности. Все субъекты трудовых правоотношений должны быть уравнены в положении.
Однако владельцы автотранспортных средств, занимающиеся частным извозом, сегодня практически поголовно уходят от налогов. Над ними нет контроля, к тому же не было условий, когда мог бы обеспечиваться этот контроль. «Бомбилы» в России не несут никакой ответственности, как, скажем, и частные предприниматели, практикующие на дому. Это парикмахеры, мастера маникюра, стилисты, которые хорошо зарабатывают, но при этом не платят в государственную казну. Но почему они со своих доходов не должны платить положенные 13% , когда другие граждане это делают? Если мы хотим все же развивать страну в цивилизованном русле, любая деятельность должна стать налогооблагаемой.
Я считаю, что решение, наконец, навести порядок в области, связанной с извозом, абсолютно правильное. Однако к реализации этой идеи нужно подходить вдумчиво. Во-первых, у автовладельцев должно быть время для вхождения в реформированный бизнес такси. А во-вторых, постепенно должны устанавливаться налоги в полном объеме, а также контроль их сбора. Очень важно, чтобы антимонопольная служба, которая на сегодняшний день практически не работает, все-таки начала действовать, как и положено, в том или ином экономическом секторе.
Если подвести итог, нововведение с государственной точки зрения обосновано, а правоприменительная практика должна нарабатываться под строгим прокурорским надзором. И министерство транспорта должно уберечь от монополизации отрасль при введении ее в налогооблагаемое русло.
По состоянию на 29 июня 2011г. президентский законопроект, касающийся введения уголовной ответственности в отношении наркозависимых граждан, в Госдуму не поступал. Сам документ мы не видели, поэтому обсуждать конкретный текст, к сожалению, не приходится. Но тема, которая затронута на форуме «ЗАКОНИИ», является очень острой: мы понимаем, что лицо, употребляющее наркотики, является потенциально опасным, поскольку не может контролировать свои действия.
Мировое сообщество использует различные меры противодействия или пути защиты общества от наркоманов. Часть государств пошло по пути легализации наркотиков, и воспринимает наркоманов как членов общества, но с некоторыми недостатками, как алкоголиков, например. А в других государствах употребление наркотиков карается по закону, как, например, в Китае.
Мы должны выработать свой путь решения проблемы, исходя из того, что сегодня из-за передозировки наркотика в России ежегодно погибает по официальной статистике более 30 тыс. молодых людей в возрасте от 17 до 35 лет, практически в самом расцвете сил. А ведь по объему это население небольшого города. С другой стороны, нужно обращать внимание на количество преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения. Добропорядочную часть населения от этих надо ограждать.
Но вот что нельзя сбрасывать со счетов: это наши люди, попавшие в сложное положение не только их-за слабости характера, а ввиду такого стечения обстоятельств в государстве, где при таком высоком проценте наркоманов весьма слаб уровень профилактики и наркотической антипропаганды. И может быть, это отчасти итог отсутствия наркотестирования в школах и учебных заведениях, против чего выступает наше население, вместо того, чтобы на ранних стадиях выявлять наркоманию и лечить ее. Наверное, это и ряд других причин: неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие гарантий и равенства людей в доступе к благам…
Как снижать уровень наркомании? В первую очередь созданием центров реабилитации людей, попавших в эту ситуацию, которые за государственный счет должны пытаться вылечить людей, которые хотят вернуться добровольно к нормальной жизни. Есть вторая категория наркоманов, которые не хотят менять свое окружение, и, может, если мы будем рассматривать их как ограниченно дееспособных, то потребуется учитывать мнение их близких при вынесении вердикта в отношении лечения человека - и оно будет принудительное. Самый сложный случай: человек не хочет лечиться, окружение не хочет его лечить, и он совершает административные правонарушения. Вот это уже может повлечь уголовную ответственность в виде, возможно, принудительных работ, т.е. не изоляции от общества, а именно принудительных работ.
Пока, надо признать, у нас не выработаны еще достаточно эффективные механизмы как для профилактики наркомании, возвращения наркоманов к нормальной жизни и для ограждения общества от общественно опасных людей, называемых наркоманами.
Татьяна Москалькова
В последнее время в процессе уголовного судопроизводства судьи сами нарушают закон, оказывая в той или иной форме давление на присяжных. Недавно подобный случай произошел в Нижнем Новгороде. Напутственное слово судьи Нижегородского областного суда практически повторило обвинительный вердикт прокурора. Это неправильно. Воля присяжных должна быть сформирована исключительно самостоятельно.
Баланс интересов может быть достигнут только тогда, когда профессиональной точке зрения противостоит независимая точка зрения необремененного юридическими тонкостями мнения народа.
На сегодняшний день суд присяжных выполняет функции гаранта прав и интересов граждан в процессе судопроизводства. В настоящее время мы видим активные попытки свернуть суд присяжных, ограничить его действия. Этого нельзя допустить, так как суд присяжных - институт, потеря которого сильно отразится на принципе справедливости, положенном в основе уголовного судопроизводства.
Татьяна Москалькова
24.05.2011Сегодня коррупционность общества достигла апогея. Каждый знает, чтобы выиграть тендер, утроиться на работу, зарегистрировать недвижимость и т.д. нужно платить. В связи с этим социум созрел к радикальным мерам в борьбе с взяточничеством. Помимо использования традиционных антикоррупционных методов, общество ищет новые инструменты, одним из которых может стать активное участие общественных организаций и СМИ в информировании о фактах коррупции.
Но власть к таким переменам, на мой взгляд, не готова, потому что между желающими бороться с взяточничеством и властью существует некий конфликт. Об этом свидетельствуют события последних дней, в частности, отставка Сергея Миронова с поста Председателя Совета Федерации РФ, а ведь именно он активно поднимал вопросы, связанные с противодействием коррупции.
Результат внедрения нового механизма противодействия коррупции онлайн и офлайн будет зависеть от работы правоохранительной системы. Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за ложный донос, однако отличить достоверную информацию от наговора достаточно сложно. Гарантией от использования свободы слова о коррупции в целях устранения конкурентов и других неэтичных, а также противоправных поступков, может стать только культура гражданского правоотношения.
Татьяна Москалькова
19.05.2011Считаю, необходимости во введении новой линейки штрафов в соответствии с возможными поправками в КоАП РФ за нарушение правил дорожного движения нет.
Прежде всего, должно быть равенство всех субъектов страны. На мой взгляд, возникнут некоторые трудности в исполнении закона, ибо прописанные в нем нормы коснутся единства конституционного поля России.
Проще говоря, почему за одно и то же правонарушение москвич должен платить больше, чем гражданин, проживающий в другом регионе? Ответственность для всех россиян должна быть одинаковая.
А вот правила получения водительских прав в столице, учитывая сложность вождения в мегаполисе и обилие возможных критических ситуаций на дорогах, стоит ужесточить.
Татьяна Москалькова
04.05.2011Закрытые казино в Москве возрождаются под видом безобидных лотерей. Преступления, связанные с незаконным игорным бизнесом, относятся к категории опасных. Но понятно, что контролировать данную сферу, а тем более, привлечь к ответственности «кого нужно» в индивидуальном порядке сложно. И от внесения поправок в Федеральный закон «О лотереях», исключающих проведение азартных игр под видом лотерей и устанавливающих за это административную ответственность, на мой взгляд, толку будет мало. Необходимо вводить институт уголовной ответственности юридических лиц. Думаю, только лишение лицензии юридического лица и прекращение его деятельности могут быть эффективным средством наказания для предпринимателей, наживающихся на особо азартных гражданах.
Татьяна Москалькова
Для регулирования миграционных потоков в нашей стране, безусловно, сделано довольно много. И упрощение процесса регистрации граждан, однозначно, положительная инициатива. Мы, например, перешли от разрешительного к заявительному характеру регистрации. А теперь появилась еще и новая система временной регистрации через интернет, что удобно подавляющему большинству современных людей.
Вместе с тем способ регистрации посредством интернета требует расширения контрольных функций миграционных и правоохранительных органов, чтобы своевременно устранять и предотвращать нарушения. Только при эффективном контроле новая форма регистрации будет работать полноценно, не давая поводов для мошенничества. Но у нас эти функции контроля пока действуют слабо.
К тому же ФМС следует хорошо продумать саму схему взаимодействия с собственниками жилья. Сотрудники ведомства должны тщательно проверять, может даже посредством телефонных звонков, действительно ли гражданин согласен прописать, пусть и временно, кого-то на своей территории.
Ко мне как к депутату приходят письма, в которых граждане сообщают, что без их ведома на их жилплощади прописали чужих людей. Такое нарушение прав собственника, конечно же, должно быть наказано. Возможно, стоит даже усовершенствовать Уголовный кодекс, дополнив его отдельной статьей за нарушение жилищных прав граждан при интернет-регистрации.
Татьяна Москалькова
Парковочную полицию вряд ли можно отнести к полиции как таковой – ведь эти подразделения не будут заниматься охраной общественного порядка и борьбой с преступностью. К тому же, создание специальной службы, которая будет контролировать именно вопрос парковки, из сотрудников российской полиции вряд ли возможно еще и по другой причине. В связи со значительным сокращением работников органов внутренних дел количество функций каждого из сотрудников и так увеличивается. Потому целесообразно было бы организовывать отряды парковочной полиции в рамках муниципальных органов.
Но, все же, в первую очередь московским властям нужно позаботиться об увеличении численности и обустройстве мест для стоянки, чтобы люди не оказывались в ситуации, когда у них нет иного выхода, кроме как парковаться, нарушая правила дорожного движения. Однако сегодня новые высотки продолжают строиться без паркингов, а все обещания обеспечить жильцов стоянкой не увенчались успехом. Все это привело к тому, что нередко машины оставляют прямо на улице, на дороге - они занимают часть трассы, образуются заторы.
Чтобы решить проблему с пробками в Москве, необходима не только парковочная полиция, а целый комплекс мер. В том числе стоит ужесточить условия для сдачи экзамена по вождению для жителей столицы. Ведь условия движения на дорогах мегаполиса более экстремальные, чем в небольших региональных городах, а потому и требования к водителям должны быть строже. Возможно, даже стоит ввести отдельную категорию водительских прав для автомобилистов из больших городов.
Татьяна Москалькова
15.03.2011Несколько лет назад во время командировки в Белоруссию я смогла оценить, как МВД республики изучает общественное мнение о работе сотрудников внутренних дел страны. Идея такой процедуры принадлежала самому Министерству внутренних дел страны, к работе подключился и белорусский научно-исследовательский институт. Такая практика анкетирования у них существует уже около 5 лет.
Опрос проводится по специально разработанным применительно к различным службам милиции анкетам. Так, например, об участковом инспекторе интересуются у граждан, проживающих на вверенном ему участке. Людей спрашивают, известно ли им имя, фамилия своего участкового, как часто он их посещает, приходилось ли им обращаться к нему за помощью, удовлетворены ли они были его работой - и таких вопросов более 100. Потом по определенной методике высчитывается балл и дается оценка деятельности конкретного сотрудника органа внутренних дел и деятельности подразделения в целом. Оценка высчитывается по 100-бальной шкале, почти как на ЕГЭ. Если оценка отрицательная, результаты плохие, лицо, возглавляющее правоохранительный орган, подлежит увольнению или дисциплинарному взысканию; если итог положительный – сотрудники поощряются.
Такие проверки проходят периодически: плановая проводится раз в 3 года, а внеплановая – в зависимости от количества жалоб или других сигналов, ставящих под вопрос качество работы подразделения.
И, надо сказать, количество населения, принимающего участие в анкетировании довольно большое – охватывается около 50% взрослого населения страны.
У нас такая практика, безусловно, была бы полезна и даже должна быть. Ведь общественное мнение гораздо важнее, чем скептические цифры статистики. И в целом правоохранительная система должна быть адекватна ожиданиям народа и нацелена на то, чтобы добропорядочное общество было ей довольно.
В России такие анкеты (опросные листы для разных категорий граждан) уже разрабатываются в ГУВД Московской области. До мая 2011 года они будут готовы и апробированы в разных районах. Но эта работа должна быть нормативно закреплена, и первый из таких документов уже есть – это закон «О полиции»; другим станет, видимо, Указ президента и Приказ министра внутренних дел, который будет утверждать конкретную цель и методику этого опроса, направленного на выявление недостатков и определения качества работы в органах внутренних дел России.
Татьяна Москалькова
10.02.2011
«Закония» в соц. сетях