Татьяна Москалькова. Точка зрения.

Закон «О полиции» очистит систему от непрофессионалов
5 комментариев Закон «О полиции» очистит систему от непрофессионалов

1 марта в России начинает действовать закон "О полиции", должность «сотрудник милиции» уйдет в прошлое. Лично я новый документ оцениваю позитивно. На мой взгляд, это шаг вперед. Благодаря новому закону усилится контроль со стороны гражданского общества, будут пересмотрены функции правоохранительных органов, произойдет уход от двойного подчинения к системе единого финансирования, усилится вертикаль власти. Кроме того будет проведена переаттестация личного состава, как этого и требовало общество. И это только первый шаг, основа, на которой будет создан социальный статус российского полицейского. 

Во-вторых, сформируют новый соцпакет для сотрудников полиции, о котором уже заявил президент. В него включат и повышение заработной платы, и обеспечение жильем, и многое другое. А значит, профессия становится более привлекательной, и мы сможем задействовать в работе более подготовленных людей. 

В-третьих, изменяется система профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что повлияет и на качество работы, и на уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Надеюсь, после этого мнение людей, общественности по отношению к полиции тоже изменится.

Полиция будет отличаться от милиции, прежде всего, профессионализмом, более высокой нравственностью. Все милиционеры будут подлежать аттестации, включающей не только собеседование и зачетное знание законов, но и общение с психологом, который проверит стрессоустойчивость будущих полицейских и их способность работать с людьми, что очень важно. К работе будут допущены только аттестованные сотрудники. Таким образом, система освободиться от тех, кто профнепригоден.

 

Татьяна Москалькова

09.02.2011
Люди берутся за оружие, потому что слабо защищены
19 комментариев Люди берутся за оружие, потому что слабо защищены

Спор о разрешении на приобретение и ношение оружия очень давний. Уже более 15 лет, с момента принятия закона «Об оружии», ведется острая дискуссия: разрешить или запретить, расширить или сузить возможности его применения. Я отношусь к тем, кто выступает за ограничения в этой области, т.к. на практике оружие, в первую очередь, попадает в руки агрессивно настроенного населения, тех, кто склонен к нападению больше, чем к защите. А я считаю, что защиту здоровья, телесной неприкосновенности граждан должны все же обеспечивать правоохранительные органы.

Однако люди стремятся приобрести оружие по многим причинам. Во-первых, пугает повышенная криминагенная напряженность в обществе. Несмотря на то, что статистика преступлений сегодня значительно ниже, чем, например, 3 года назад, количество насильственных преступлений по-прежнему достаточно велико. Причем преступления стали даже более жестокими. А всплеск организованной преступности если не превышает уровень 90-х гг., то точно равен ему по количеству совершаемых тяжких преступлений.

Во-вторых, граждане покупают оружие, чтобы иметь возможность защитить себя самостоятельно, так как  они не получают должной защиты со стороны правоохранительных органов. Видимо, на данный момент система не отвечает ожиданиям народа. Но и сказать, что общество осталось без защиты, было бы неправильно.

На повышение качества правоохранительных услуг направлена целая реформа МВД, которая позволит перейти от просто «набора» в милицию к «отбору». Хотя в органах МВД работает много высокопрофессиональных людей, немало и тех, от кого система должна была бы освободиться. На это и направлена планируемая всеобщая аттестация сотрудников внутренних дел.

 

Татьяна Москалькова

 

 

20.12.2010
Адвокаты не заинтересованы в бесплатных консультациях
12 комментариев Адвокаты не заинтересованы в бесплатных консультациях

Бесплатной юридической помощи, как и ничего бесплатного, в государстве не бывает. Всегда кто-то должен платить. И мы должны понимать, что если для граждан это бесплатно, то для государства – платно. Я, конечно, поддерживаю дифференцированный подход к юридическому обслуживанию населения. Малоимущие слои, люди, попавшие в сложное жизненное положение не должны оказываться в неравном положении с успешными людьми в обществе. Их расходы, связанные с юридической помощью, государство, действительно, должно покрывать.

А вот качество такой помощи зависит уже от нравственного воспитания, культуры наших юридических фирм и государства в целом. Если власть относится уважительно к своим гражданам и, соответственно, оплачивает им услуги юристов на высоком уровне, то они будут качественными.

Но сегодня адвокат, оказывая бесплатную помощь обвиняемому, получает очень смешные деньги, и эти деньги часто даже не компенсируются (задолженность перед адвокатами огромна). Потому, конечно, адвокаты не будут заинтересованы в том, чтобы защищать малообеспеченную категорию людей бесплатно.

Нужно чтобы государство несло на себе бремя равенства каждого гражданина перед законом и судом, а, значит, каждый должен иметь равное право на доступ к юридической помощи, и те, кто не имеет возможность оплатить ее, должны рассчитывать на помощь государства.

 

Татьяна Москалькова

09.12.2010
Правоприменение в России – на троечку
8 комментариев Правоприменение в России – на троечку

Если оценивать правоприменение в нашей стране по двенадцати бальной системе, то шестерку я бы поставила, по пяти бальной – троечку с минусом. Правоприменительная практика сегодня серьезно расходится с замыслами законодателей и самим законодательством, и для этого есть много причин: низкий уровень профессиональной подготовки юридических кадров, российский нигилизм, воплощенный в формулу о том, что строгость российских законов всегда смягчается необязательностью их выполнения, недостаточная правовая культура граждан и многое  другое.

К тому же отсутствует программа по мониторингу законодательства. Когда-то подготовка такой программы была начата Бурбулисом в рамках Совета Федерации, но так и не получила официального закрепления. На сегодняшний день в стране не существует институтов проведения мониторинга правоприменительной практики. В Китае же, например, это одно из ключевых звеньев. Их юристы (в частности, в ходе командировок я изучала там работу правовых подразделений Министерства внутренних дел) приблизительно раз в 2 года на несколько месяца выезжают на места, чтобы проверить, как работают их законы. Они проводят опросы, делают выводы.

У нас же ежегодный доклад о состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющий увидеть какие существуют пробелы, что не работает, не урегулировано, работает не эффективно - не издается. Как депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по делам СНГ, я нередко посылаю запросы в министерства, о том, как работает то, или иное соглашение, которое мы ратифицировали - и вижу полную растерянность. Никто ничего не отслеживает, не знает, как и что работает, какие рождает проблемы, не составляется статистика, не ведется сбор эмпирических данных. Это целый пласт проблем, который остается в государственном секторе не поднятым. Безусловно, этой работой должны заниматься Министерство юстиции и правовые подразделения исполнительной власти.

Я считаю, что необходим специальный закон о мониторинге правоприменительной практики, оговаривающий, что на уровне государственных программ должна изучаться реализация законодательных актов.

Решение этих задач очень актуально, особенно, если мы хотим выйти на новый уровень законодательного обеспечения и одновременно надежной защиты прав и интересов граждан.

 

Татьяна Москалькова

 

29.11.2010
Предложение Прохорова об изменениях ТК - провокация
7 комментариев Предложение Прохорова об изменениях ТК - провокация

Узнала о предложении Михаила Прохорова внести поправки в Трудовой кодекс и в частности установить 60-часовую рабочую неделю. Так вот, по моему мнению, это предложение можно назвать антинародным и антисоциальным. Ничего, кроме социальной напряженности и взрыва в обществе оно не даст.

Сегодня условия труда в Российской Федерации достаточно сложные и социальная сфера еще не настолько отстроена, чтобы создать соответствующие условия для работающего человека. У нас отсутствует система детских садов, у родителей ребенка, учащегося в школе, нет возможности содержать его на продленке достаточно, чтобы чувствовали себя уверенно. Это предложение Прохорова просто провокационно и послужит диссонатором социальной напряженности в обществе. Безусловно, депутаты бы никогда не поддержали его, если бы оно приобрело форму законодательной инициативы.

Что же касается Трудового кодекса, то к нему очень много вопросов, и в первую очередь касающихся социальной сферы: в разделах о коллективном договоре, о защищенности работника от работодателя. И это еще одна причина моего неприятия прохоровского предложения  - оно носит вредный характер с точки зрения социальных гарантий, прав и интересов трудящихся.

Я считаю, что для улучшения условий труда должен быть введен гибкий график работы, чтобы не сковывать людей и давать им возможность занять свою нишу, по способности. Также стоило бы ввести конкурсную систему назначения на должность. Это позволит уйти от плановости, протежирования. Трудовое законодательство, если выходить за рамки Трудового кодекса,  должно строиться таким образом, чтобы обеспечить работой в первую очередь граждан России.

И еще нужно упомянуть о гарантиях молодых специалистов, тех, которые недавно закончили вуз, имеют одно высшее образование, при приеме на работу. Сегодня подобные гарантии есть только для инвалидов – предприятия должны предоставлять им часть трудовых мест. Так вот, нужно квотировать часть рабочих мест и для молодых специалистов, а также создать систему льгот и гарантий для предприятий, которые берут этих специалистов на работу. Например, снижать таким организациям налоги. Иначе мы просто постепенно потеряем своих выпускников - они уедут жить и работать за границу.

 

 

 

Татьяна Москалькова

01.11.2010
Отец за сына отвечает. До совершеннолетия
2 комментария Отец за сына отвечает. До совершеннолетия

Наше законодательство в значительной мере регулирует вопрос отношений и ответственности родителей и детей, как граждан государства.  Хотя, безусловно, наши  законы несколько устарели и их нужно модернизировать. На данный же момент вопрос ответственности решается исходя из возраста ребенка, а значит и его правового статуса.

Когда ребенку исполняется 18 лет,  он по закону достигает полной дееспособности и сам может отвечать за себя, свою жизнь и свои поступки.  В этом случае действует простая формула: родители не отвечают за детей, дети – за родителей.

В отношении несовершеннолетних подход совсем иной – ведь у них абсолютно другой и правовой, и морально-физиологический статус. В этом возрасте по закону дети еще не несут полной  ответственности за себя.  А потому отвечать за поступки ребенка приходится родителям. Однако эта ответственность должна быть очень хорошо дифференцирована. В зависимости от поступка или проступка несовершеннолетнего, родители могут понести ответственность в соответствии с семейным, административным или даже уголовным кодексом.

Но полностью снимать ответственность с детей тоже нельзя. Возможно, в случае необходимости, к  ним нужно применять какие-то дисциплинарные меры, вести разъяснительные беседы. Но ответственность за воспитание и образование своих детей, безусловно, должны нести родители. 

 

Татьяна Москалькова

22.09.2010
Тройной удар по нигилизму и беззаконию
8 комментариев Тройной удар по нигилизму и беззаконию

Как сделать правовую грамотность потребностью жизни?
Мне очевидны три основные составляющие укрепления правосознания граждан: совершенствование самого закона, пропаганда правового знания в обществе, нравственное укрепление личности.

Правовое просвещение должно стать нормой на всех уровнях – от школьного образования до повседневного знания закона и уважения к нему. Исторически так сложилось, что суровость закона у нас смягчается необязательностью его исполнения. От этой формулы нам надо уходить, поэтому целенаправленную работу в данном направлении я бы поставила на первое место.

Совершенство закона соотносится с нравственным его восприятием. Это значит, закон должен быть нравственным, в противном случае он не будет выполняться. Чтобы изменился уровень правового нигилизма в сознании человека, закон должен соответствовать общим представлениям о добре и зле: сам закон обязан быть справедливым.

Уважения к закону как к правилам общежития можно добиться на основе православных устоев. Здесь стоило бы обратиться к опыту церкви, которая исконно связывает закон и душу необходимостью соблюдения правил уважения друг к другу.
 

 

Татьяна Москалькова

03.09.2010
Мнения граждан улучшат законопроект о полиции
4 комментария Мнения граждан улучшат законопроект о полиции

В практику законотворчества должно быть внесено участие в нем гражданского общества. Это очень хорошая форма, когда прежде, чем вносить законопроект в качестве субъекта законодательной инициативы, он выносится на суд общественности.
Собственно, такая практика уже работала при подготовке законопроекта о милиции 1991 года, когда его текст был предварительно опубликован. Было собрано более 5 тыс. замечаний и предложений от граждан, учёных, организаций, которые обобщались специалистами.
Тогда в рабочую группу по законопроекту вошло руководство комитета по безопасности, прежде всего Асламбек Аслаханов, его заместитель Борис Кондрашов и ныне действующий начальник правового департамента Валерий Черников. Работу эту они проводили. И, надо сказать, действительно, многое из того, что высказывалось гражданами, было учтено при окончательном составлении документа. В случае с новым законопроектом «О полиции» широкое обсуждение его содержания будет способствовать оптимизации и улучшению качества этого правового акта.
 

20.08.2010
Отказаться от цирков из-за клинского леопарда?
1 комментарий Отказаться от цирков из-за клинского леопарда?

Нас убеждают, что цирк без зверей гуманнее. Стоит ли в России отказываться от использования животных в цирковых представлениях?
Думаю, не стоит. Цирк – наше традиционное, давнее зрелищное мероприятие, а возникающие проблемы с безопасностью посетителей говорят только о том, что нужно усиливать контроль деятельности цирков со стороны государства, а не лишать граждан этой любимой многими зрелищной формы. Мы обратили внимание на случай в Клину, потому что он просто экзотичен.
Есть много способов усиления контроля за животными, не только дикими, но и домашними, которые тоже наносят немало вреда. Ведь очень много детей и взрослых страдают, например, от обычных собак – и домашних, и бездомных. И нужно устанавливать ответственность для всех, кто имеет зверей в доме, если они ненадлежащим образом содержатся и могут причинить вред окружающим. А те зрелищные мероприятия, в которых используется участие животных, включая цирк, должны быть поставлены под больший контроль.

Что касается запрета на фотографирование с животными в цирках, на набережных или в парке в целях безопасности граждан – я не сторонник такого.
Скорее, общество должно высказаться против нередко бесчеловечного подхода к самим животным, используемым в коммерческих целях. Именно это заставляет их быть агрессивными. Пожалуй, я соглашусь с теми, кто защищает обезьян и попугаев от произвола нерадивых дрессировщиков в "левых" цирках и таких же хозяев-фотографов.
 

 

Татьяна Москалькова

01.07.2010
Законы для бомжей пока не писаны
5 комментариев Законы для бомжей пока не писаны

Острота проблемы с бомжами в Москве слегка снизилась в последнее время, так как рынок стал более цивилизованным и люди уже не продают бездумно свои квартиры, становясь жертвой мошенников.
Вообще скажу – бомжей жалко. Но они криминализируют общественную систему, становятся источником роста преступности и распространения заболеваний, и мы должны понимать тех, кто страдает от присутствия этой категории граждан.
Конечно, нужно как-то организовывать жизнь бродяг. Строить для них помещения, создавать определенную среду для социальной реабилитации бомжей и вообще адаптации лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию. В этом смысле пока не встречала законодательного закрепления инициатив депутатов.
Инициатива же с медицинским обслуживанием и установлением гражданства бомжей с предоставлением всех прав, полагаю, заслуживает внимания. Понятно, остается еще вопрос: вывозить ли их затем в центры, которые могли быть построены для их жизни. На сегодняшний день такого закона нет. И все же говорить о свободном проживании бродяг в любом понравившемся им месте – не совсем верно, если это мешает другим.

 

Татьяна Москалькова

22.06.2010