12 предложений по модернизации судейского корпуса
Президент выступает за более эффективную работу судебной системы. Ясно, что единственного рецепта здесь быть не может, потому инициатива и вынесена на широкое обсуждение. Вот что для начала стоило бы сделать, по-моему:
- расширить сферу надзорного судопроизводства, которая была сужена, сократить сроки обжалования по гражданским делам. Сегодня такое ощущение, что надзорные инстанции устранились от контроля исполнения принятых решений;
- вернуться к практике приема граждан членами суда (председателем, его заместителем) с целью предупреждения невнимательного отношения к жалобам граждан и предоставления им возможности более убедительно доказать свою правоту;
- кардинально пересмотреть отношение к совершению служебных ошибок, привлекать к строжайшей ответственности за такие факты.
Чтобы избежать огульного привлечения судей к ответственности, необходимо разработать систему градации, которая позволила бы принимать меры в зависимости от тяжести проступка. Одно дело - неверное применение нормы права, другое - невнимательность либо подтасовка фактов, документов;
- повысить роль адвокатов в судебных процессах, для чего обязать судей в законодательном порядке реагировать на обращения. Ходатайства, жалобы адвокатов, отвечая на них конкретно по каждому пункту. Нужна четкая статья, как в гражданском, так и уголовном законодательстве, о том, как судья обязан отвечать адвокату.
Кстати, порой случается, что и адвокаты составляют крайне неграмотные ходатайства. Такие «документы» судам надо направлять в адвокатское сообщество для реагирования на факт непрофессионализма защитников;
- ужесточить дисциплинарные меры воздействия в отношении технического персонала судов для исключения подлога, подтасовок и обмана.
Вспомним не столь давнюю историю: в Кунцевском суде Москвы секретарь вынесла вместо судьи более 20 решений по судебным делам…
- усилить роль руководящих разъяснений Верховного суда России. С каждым новым годом мы убеждаемся, что постановления Пленума ВС выглядят формальными, потому, видимо, на них нет и соответствующей реакции нижестоящих подразделений;
- разгрузить судей, уменьшив нагрузку на них; кардинально изменить роль вышестоящих судов, обязав их чаще проводить проверки судов низших инстанций с последующим анализом их работы, указанием на ошибки и принятием мер к нарушителям регламента; бороться с неправомерными решениями не путем изменения законодательства, дающего возможность обжаловать такие решения, а прекращением их вынесения в суде;
- решение споров в административном порядке на 30-40% сократило бы обращения людей в судебные инстанции.
К примеру, человек недоплатил 5 рублей за квартиру или воду. Коммунальщики тут же подают в суд. Надо освободить судей от рассматривания подобной ерунды, чтобы дать им возможность использовать время на то же изучение новелл законодательства.
- сегодня множество исков связано с обжалованием незаконных действий местных должностных лиц. Рассматривать каждый отдельно взятый иск в суд, связанный с деятельностью госструктур или муниципальных органов как серьезное упущение в их работе. Чиновника, издавшего акт, послуживший причиной рассмотрения жалобы на него в суде, изгонять с должности;
- внести в отчетность муниципальных органов отдельную графу для указания информации о количестве обжалований действий своих сотрудников, поданных исков по экономическим и иным спорам;
- расширить роль прокуратуры в общественном надзоре, в том числе за судебной деятельностью;
- расширить рамки действия Уполномоченного по правам человека, предоставив ему возможность по оконченным делам проверять решение на соответствие нормам прав человека. Лучше он, чем Страсбург.
Обязать судебно-контролирующие органы предметно реагировать на заключения Уполномоченного по правам человека, Общественной палаты, представителей прокуратуры.
Владимир Сергеев
15.07.2011
Владимир Сергеев
Комментарии