Кирилл Кабанов. Точка зрения.
Любая законодательная инициатива, которая имеет практическое применение, актуальна. Коррупция – это бизнес, он взаимовыгодный и построен на получении ренты за счет процедур. То есть у тебя есть властный ресурс, ты получаешь ренту коррупционную, ты придумываешь очереди, дополнительные бумаги, придумываешь, дополнительные мероприятия по контролю, дополнительные ремонтные работы, ты можешь придумать дополнительные контракты. Ты можешь все что угодно придумать.
В принципе идея криминализации нематериальной взятки имеет под собой обоснованность. Смотрите, у нас есть некие системные вещи, которые выходят из аппарата управления президента. Выходит целый пакет из Государственной Думы, появляются инициативы депутатов. Дальше появляются инициативы различных федеральных органов, они тоже не вредны. Мы выстраиваем систему, выстраиваем некую историю. Когда мы на сегодняшний момент говорим, что Россия – самая коррумпированная страна, то есть нам это внушают, история повторяется. Зарубежные страны со своими системами, имели такую же историю, просто они выстраивали систему 20-30 лет, Сингапур 50 лет это выстраивает.
Мы тоже сейчас выстраиваем систему, и, я думаю, сейчас самая ценная инициатива – это ужесточение уголовного законодательства. Она реально необходима, реально назрела, это связано с хищением бюджетных средств. Но почему-то правительство в настоящий момент не хочет ужесточать законодательство.
Еще 10 лет назад у нас не было понятия конфликта интересов. У нас, к сожалению, государство рекламирует посадки, но не рекламирует, например, отставки по утрате доверия. У нас уволено семь губернаторов, три вице-губернатора и огромное количество чиновников и так далее, связанных с конфликтом интересов. 10 лет назад мы об этом не говорили. Мы с вами пять лет назад бегали, искали знакомых, чтобы срочно получить загранпаспорт.
Сейчас такой проблемы вообще нет. То есть постепенно система выстраивается, потому что ведь коррупция построена на процедурах. Основная палка-копалка, то есть орудие производства коррупции – это процедуры. Но нельзя коррупцию победить одними только историями с плахами.
Почему мы говорим об ужесточении уголовного законодательства, связанного с хищением бюджетных средств? Потому что деньги выводятся за рубеж, и нам нужно деньги вернуть. Запад научился возвращать деньги в совершенстве. Однажды мы предложили: от 10 до 25 лет без права условно-досрочного освобождения и амнистии в случае не погашения ущерба. То есть, пожалуйста, тебе компьютер в камеру, ты говоришь: «Я иду на сделку с правосудием, денежки перевел». Что сделали китайцы? Китайцы послушали и решили, что у них теперь смертную казнь можно выкупить.
Они идут на сделку с правосудием: «Мне смертная казнь? Я 100 миллионов даю». Говорят: «Слушай, 100 миллионов – это тебе только до 25 лет мы тебе скостим»… – «А еще 100?» – «Еще 100 миллионов долларов – мы тебе всего 10 лет дадим или 15». Это реальная сделка с правосудием, возвращать деньги таким путем.
Говорят, простые граждане начнут опасаться, общаясь со своими друзьями-чиновниками, можно ли, скажем, поделиться лишним билетиком в театр, если сам не можешь пойти? На самом деле граждане ничего не должны бояться. Я приведу пример. 10 лет назад я встречался с чиновником, он итальянец, занимает большой пост, это международная организация в Париже. Я пригласил его на ланч, он пришел, записал нашу встречу в специальную книгу ланчей, он может принять от меня ланч на 40 евро. Он такой контракт подписывает: 40 евро от меня, если я пригласил его, он может принять. В общем, мы заказывали одно и то же, чтобы его не стеснять, нам принесли счет, по-моему, в районе 84. Там больше было на 5 или 6 евро. Он 2 евро… доплатил, мне вернул, да. Я ему говорю: «Слушай, я все понимаю». Он говорит: «У нас хорошие отношения, но зачем мне терять пенсию, еще что-то?»… То есть это проблема не общения с друзьями – это проблема чиновника.
...Есть за рубежом такое понятие, называется антикоррупционный отпуск. В день дня рождения чиновники на три дня берут отпуск. Чтобы никто, не дай бог, чего-нибудь «в подарок» не принес, он с семьей уезжает.
Инициатива ввести уголовное наказание за обещание взятки имеет свою правовую и практическую логику, поскольку такой вид преступления, даже этап преступления – договориться, подготовить почву, пообещать коммерческий подкуп и спровоцировать тем самым чиновников либо коммерсантов на коммерческий подкуп, на взятку - существует повсеместно. Сегодня даже появился отдельный класс бывших чиновников, которые развивают целое направление такого коррупционного рода деятельности. Если есть такое направление деятельности, значит надо выстраивать для него, в том числе, и порядок ответственности.
Работать эта инициатива может с исторической точки зрения. Можно фиксировать определенные договоренности с помощью технических средств. Когда есть оперативная информация, теоретически эту ситуацию можно реализовывать. Насчет торговли своим публичным положением это норма, которая фактически необходима для реализации международных обязательств РФ. Поэтому мы все равно должны эту норму реализовывать. Анатолий Выборный человек крайне грамотный, мы с ним работали, тем более он прошел очень большой путь и в прокуратуре, и в администрации, он понимает практическую составляющую. Естественно, инициативу будет нужно еще обкатывать с практической точки зрения, но как основа для рассмотрения, причем серьезная основа, я думаю она неплоха.
В отношениях наших граждан с представителями охраны правопорядка первые чаще всего находятся в беззащитном состоянии. Вторые всегда это могут использовать, осталась эта «ментальность» – полазить по карманам, обобрать, травмировать...
Я не являюсь сторонником передачи нетрезвых граждан на попечение МВД. Будучи в Париже, я видел, как полицейские аккуратно отправляют в ночлежки бомжей, которые пьют французское вино дешевое и закусывают французской булкой. Почему? Потому что там полицейский несет ответственность, если человек на улице замерзнет, например, похолодает ночью. У них указание: доставить в специальные медицинские учреждения, чтоб они не умирали от переохлаждения.
Кстати, я не думаю, что наша идея с самоокупаемостью вытрезвителей имеет право на существование. Начиная от стоимости медикаментов, мебели, аренды помещения в Москве, в больших городах, заканчивая… желанием набрать кучу народа, «заметать» граждан с бутылкой пива для того, чтобы обеспечить выполнение плана и финансовую наполняемость, я бы так сказал. К тому же, когда человек получил «услугу» вытрезвителя, должен ее оплатить, но, заметьте, бомжей туда таскать, скорее всего, не будут. Выборочная история…
Без возрождения вытрезвителей нам не обойтись, но обсуждать эту идею надо со всех сторон: с Минздравом, с полицией, с МЧС, - как все это можно организовать, какие для этого есть возможности финансовые у государства, входит ли это в страховку…
К сожалению, судебно-правовая система в погоне за «палками» привыкла отчитываться о большом объеме проделанной работы, связанном с преступлениями вроде мелких краж, которые, по большому счету, не представляют серьезной угрозы для общественной безопасности. Хотя понятно, что никого не радует рост маргинального слоя, увеличение числа приезжих в плане возможных криминогенных последствий.
Я поддерживаю предложения МВД по гуманизации наказаний, если положения будут прописаны так, чтобы не оставить возможности для разграбления бюджета и средств правоохранительной системы. Задача законодателя – четко прописать понятия нововведения. Задача юристов – их верно обосновать. В любом случае, нельзя оставить лазеек для возможных коррупционных действий, допустить, чтобы серьезные преступления не переквалифицировались (на этапе следствия, оформления) в эти самые «незначительные» уголовные проступки.
Я знаю семью, где парню дали 3,5 года за мелкое преступление, тогда как ему «для науки» хватило бы и того, что он испытал за период следствия. В то же время у нас немало граждан, которые в тюрьму попасть не боятся, и раз уж это их не останавливает, можно предвидеть, что с декриминализацией мелкого хищения таких станет больше.
Думаю, появлению в нашем законодательстве категории «уголовного проступка» должны предшествовать широкое общественное обсуждение темы, консультации со специалистами, оценки независимых юристов.
02.11.2012
«Закония» в соц. сетях