Альфред Малиновский. Точка зрения.
Что касается пилотов и увеличения пенсионного возраста, то, во-первых, никуда он не увеличится, потому что у нас есть жесткие требования к состоянию здоровья, по которым летный состав списывается, если он не соответствует этим требованиям, невзирая на его желание или нежелание летать.
Во-вторых, от пилота зависят не только жизни пассажиров, которых уже сотни на борту, но и безопасность наземных сооружений, стратегических объектов, населенных пунктов. Нельзя забывать 11 сентября, когда гражданский лайнер превратился в ракету, начиненную пассажирами.
Так вот логичнее увеличить продолжительность жизни вообще, поднять уровень жизни населения до уровня благополучия. Что касается представителей профессий, работающих в необычных для человека средах, под землей, под водой, в воздухе, то думаю, всем понятно, что это связано с риском утраты здоровья и даже жизни. Если под водой, под землей, человеку, мягко говоря, некомфортно, но есть организмы, проживающие полный жизненный цикл в таких условиях, то в воздушной среде ни одно существо ни рождается, ни проживает, ни умирает в воздухе. Это романтическая среда оказывается самой агрессивной, мстит человеку за дерзость оторваться от земли множеством вредных факторов для здоровья и опасностями. Искаженная гравитация, турбулентность, пересечение часовых поясов, навязанный быстрый темп работы на взлете и посадке, рваный ритм работы в разное время суток. В этой связи на основании вековой истории существования авиации исследования в научных учреждениях авиационной медицины были установлены льготы в пенсионном обеспечении, в дополнительном отпуске, в сокращенном общем полетном времени.
Сегодня руководители ведущих авиакомпаний под эгидой изыскания резервов, а главным образом, для освобождения от взносов в социальные фонды, объявили об утрате оснований льгот для летного персонала. У нас сегодня пытаются забрать все льготы. Уважающий себя юноша, просматривая всю дистанцию работы, карьеры, никогда не пойдет на эти условия, потому что списать его могут в любое время, в 30, 25, 40 лет. Средний возраст списания был 43 года. Это проблема желающих одним махом сорвать куш. Это преступная попытка. 20 ученых подписали документ, в котором говорится, что это не имеет оснований, приведет к нарушению безопасности полетов. Пилоты останутся по остаточному принципу, я не знаю, кто туда пойдет. Тогда нужно будет снять все ограничения, которые есть по требованиям к состоянию здоровья психики абитуриентов, и принимать как в кулинарный техникум. Кто полетит с такими пилотами? Я не полечу, потому что за штурвалом должен сидеть здоровый крепкий мужик с мозгами хорошими и с устойчивой психикой, иначе это все обернется не только экономическими, но и социальными и другими проблемами. Так вот этого не хотят понимать управленцы, топ-менеджеры, которые пришли из других сфер, не из авиации. У них только желание срезать расходы, сократить издержки.
Я летал и командиром корабля, и командиром отряда, летал с вооруженными представителями на борту, короче говоря, в теме. Я противник тезиса, которым часто защищают пьяных воздушных хамов, что не важна мера, важна неотвратимость наказания. Нет, важна мера, и мера должна быть адекватной.
Если в Уголовном кодексе в главе 24-й есть эти меры против преступлений против общественной безопасности, то ее нужно дополнить статьей о хулиганстве конкретно на борту самолета. Почему? Да потому, что, не имея богатого воображения, можно представить, во что может развиться ситуация, когда самолет летит над океаном, над большим массивом песков в пустыне Северной Африки, где негде сесть, над недружественной страной, над стратегическими объектами. Поэтому статью нужно дополнить санкциями в Уголовном кодексе, адекватными как в плане заключения в местах не отдаленных, так и санкциями финансовыми.
И второе. Да, на откуп авиакомпаниям можно предоставить такие меры, как подготовка в составе бригады проводников крепкого парня, обладающего определенными приемами. Но это внутренняя мера авиакомпаний.
И еще повсеместно я бы поставил системы видеонаблюдения в пассажирских салонах. Если проанализировать последний случай с Исмаиловым, «посадивший» самолет в Ташкенте на пути в Таиланд, там, как говорит сам, подозреваемый в преступлении, нужно четко и ясно видеть начало провокации. Во-первых, это даст возможность пресечь ее, во-вторых, это гарантия того, что не обвинят человека, в общем-то говоря, невиновного. Вот основные две меры: видеонаблюдение и статья.
В наших правилах, в руководствах по производству полетов, записаны декларации, что командир корабля вправе применять любые адекватные меры к дебоширам. А какие конкретно меры - приходится решать самому. Вплоть до мордобоя. Мне приходилось так усмирять ретивых пассажиров.
Здесь выбор: либо его выключать – слава богу, в спорте навыки у меня были, – либо ждать, когда он разовьет ситуацию до опасной для полета. Но это не мера. Я говорю, что главным должна быть адекватная статья в Уголовном кодексе. Она отрезвит заранее, она включит ту доминанту на весь полет, которая будет четко и ясно удерживать этих ребят, которые любят повыступать. Я уверен, что они знают о своей безнаказанности, и как только чувствуют ее, то руки у них развязаны.
О запрете полностью выпивать в самолете, как предлагают депутаты. Я не сторонник таких тотальных мер.
Мы должны все-таки помнить, что мы перевозим благоразумных, цивилизованных пассажиров. В общем своем большинстве – это нормальные люди. Почему эти нормальные люди должны страдать из-за каких-то единиц, которых можно усмирить мерами, которые мы пока что еще не применили? Давайте двигаться поступательно. Если уж мы обнаружим, что в нашем родном отечестве и такие меры не помогают, тогда давайте будем в капсулы упаковывать пассажиров на месте.
18.02.2013
«Закония» в соц. сетях