Сергей Кривенко. Точка зрения.
Плюсов в том, чтобы призывать в армию бессрочно, нет совершенно. Это очередная инициатива из тех, что регулярно возникают перед призывом. Если помните, год- два года назад такие страшилки-ужастики уже возникали. Слава богу, они в большинстве своем не очень-то реализуются, потому что проблемы уклонистов в России не существует.
Армия переходит на добровольный принцип комплектования, и эта программа сейчас с успехом реализуется. А количество военнослужащих по призыву президент поставил задачу сократить к 20-му году в 2 раза. Тем не менее, все эти псевдопатриотические страшилки о том, что все должны пройти службу в армии, что возраст по призыву надо увеличить, что весенний призыв надо продлить до конца августа и пр. появляются с пугающей регулярностью, когда приближается 1 апреля.
Все эти инициативы противоречат мерам, которые проводятся министерством обороны. Например, в сентябре 2014 г. вступили в силу поправки к закону, в соответствии с которыми студенты в ВУЗах, проходя обучение на военных кафедрах и получая военно-учетную специальность не только офицера, но и сержанта, и просто солдата, получают военную специальность без отрыва от образования. Раз в неделю они ходят на военную кафедру, на каникулах 3 месяца участвуют в военных сборах. Заканчивая институт, они получают военный билет и больше не призываются. Это очень хорошая инициатива. Параллельно с этим, выпускникам ВУЗов, тем, кто имеет высшее образование, предоставлена возможность сразу идти на службу на 2 года по контракту. Направление развития добровольной армии, развития контрактной службы успешно реализуется.
27.03.2015С 2008г. , когда срок военной службы сократился до 1 года, дедовщина в старом ее понимании, как организация неформальной системы насилия старослужащих над младшеслужащими, ушла из армии как тотальное явление. При этом насилие само по себе никуда не ушло, уровень насилия довольно высокий, образовались другие центры силы, которые, как говорится на жаргоне, «держат казарму». Приходит спаянная группа молодежи, иногда это контрактники, иногда какие-то землячества, и начинает держать.
На уровень этого насилия влияет не количество призываемых, тем более что у нас сейчас идет смешанное комплектование, в основном проблемы возникают между военнослужащими по контракту и военнослужащими по призыву. Степень закрытости армии, того, как молодые люди могут защитить свои права, степень бесправности – именно эти факторы определяют уровень насилия.
Те небольшие реформы, которые начал предыдущий министр обороны Сердюков, об открытости армии, гуманизации военной службы, когда разрешили сотовые телефоны, дали, конечно, ощутимый большой эффект. И насилие снизилось, и армия стала более открытой, и проблем стало гораздо меньше.
В тех частях, где офицер работает, где он сознательно относится к своему делу, дедовщины и насилия практически нет. Слава богу, что такие части, такие офицеры у нас есть. Но сейчас на офицера возложено настолько много обязанностей, в первую очередь, по боевой подготовке, затем он должен и следить за порядком в части, и организовывать всю жизнь в этой воинской части. Он практически не успевает следить за отношениями в коллективе. У нас еще не подготовлен корпус сержантов, а ранее были резко сокращены заместители командиров по работе с личным составом. Сейчас нет командира, у которого бы единственными функциональными обязанностями была бы только работа с личным составом. Поэтому, если командир сверх своих обязанностей уделяет внимание еще и этому вопросу, то порядок сохраняется, а если у него что-то не получается с этим делом, то неформальные системы типа дедовщины берут на себя все действия в казарме.
Бороться с дедовщиной, надо, в первую очередь, переходом на контракт. Потому что «контрактник» это все-таки другой правовой статус военнослужащего. Он выполняет функции военной службы, он располагает служебным временем, вне этого времени он совершенно свободный человек, имеет возможность защитить свои права.
И вторым способом: делать службу по призыву максимально открытой, максимально не направлять ребят в боевые части, а направлять только для получения военно-учетных специальностей в учебные центры. Такая работа начата с этого призыва, когда студентам ВУЗов фактически дана возможность пройти военную службу без отрыва от обучения. Они проходят ее на военных кафедрах, потом несколько месяцев на сборах, в итоге получают военно-учетную специальность, и по окончании ВУЗа их уже не призывают в армию, а направляют в запас. А те, кто хочет пройти военную службу, могут заключить контракт на 2-3 года и пройти службу по контракту.
Вот эти методы, я считаю, радикально изменят лицо российской армии.
По указу президента действующая армия должна быть 1 млн. военнослужащих. Это та армия, которая решает в текущий момент боевые задачи. Как раз одна из целей той реформы, которая затевалась несколько лет назад, была создание частей постоянной боевой готовности, которые укомплектованы исключительно контрактниками, готовыми в любой момент принимать участие там, где это требуется. Это не получилось в то время, сейчас у нас идет смешанное комплектование. Основные части армии состоят из частей смешанного комплектования, поэтому при увольнении во время призыва десятая часть армии оказывается не боеспособна.
Я не думаю, что военное командование пойдет на переход к одному призыву в год. У нас сейчас 300 тыс. солдат по призыву проходят службу, то есть треть армии примерно. Получится, что треть армии одномоментно будет увольняться и новую треть армии надо будет еще несколько месяцев учить азам, и только через 3-4 месяца армия будет дееспособна. 2 призыва как раз и сделаны для того, чтобы минимизировать последствия увольнения.
С 1 января вступил в силу закон, запрещающий принимать на госслужбу граждан, не отслуживших в армии. Закон начал действовать с 1 апреля, поэтому решать вопрос о том, законно или незаконно молодой человек прошел военную службу, отдано на откуп призывным комиссиям. Это раз. А во-вторых, в первоначальной версии закона была ссылка на то, что порядок и процедуру этого рассмотрения должно разработать правительство. Правительство наше уклонилось от этого рассмотрения и даже внесло законопроект, в котором убирается эта ссылка. 18 июня, вот совсем недавно, он был рассмотрен и принят в трех чтениях, и сейчас рассмотрение этого вопроса отдано исключительно на откуп призывным комиссиям. Методических указаний о том, кого считать уклонистом и т.д. нет. И призывные комиссии, по-моему, до сих пор это все и не рассматривают.
С моей точки зрения, это совершенно антиконституционный закон, бессмысленный, он не ставит задач, ничего не решает. Это был такой чисто популистский, пропагандистский ход, пиар. Потому что уклонистов у нас нет фактически, очень мало. Все цифры, которые несколько лет назад называли – 100 тысяч, 200 тысяч, – не выдерживают критики. Уклонистов на самом деле несколько тысяч из трехсоттысячного призыва, который у нас идет, или из почти миллиона человек, которые вызываются на призывную комиссию для прохождения призывных мероприятий. Призыв каждый год набирает то количество, которое определено указом президента перед призывом. По окончанию призыва Министерство обороны рапортует о стопроцентном его выполнении. То есть, проблем с количеством у нас в принципе нет.
Кроме того, надо помнить, что у нас существует еще альтернативная гражданская служба, которая заменяет полностью военную службу. У нас многие молодые ребята не годны по состоянию здоровья к военной службе, примерно треть молодых ребят. А эта негодность не означает зачастую даже инвалидность или какую-то ущербность, просто планка перечня заболеваний, с которыми не призывают, очень высокая. И человек может спокойно «на гражданке» жить, работать, но при этом быть не годным по состоянию здоровья, потому что в армии, мы все понимаем, большие нагрузки, и психические, и физические. Планка стандарта здоровья, повторюсь, задрана очень высоко, потому что при нагрузках любая болячка может вылезти. Этот закон, я думаю, надо понимать буквально. Там написано: «без законных на то оснований».
Еще один важный момент. Призыв-то у нас организует государство. Государство обязано вручать повестки, обязано организовывать прохождение медицинской комиссии. У молодого человека фактически по закону 3 крупных обязанности – стать в 17 лет на воинский учет, являться по повесткам, если они ему вручены официально под роспись и, если он уезжает на срок более 3 месяцев, сняться с учета в этом военкомате и стать на учет в тот, куда он уезжает. Всё. А вот призыв – вручение повесток, организация призыва – это ответственность государства, региональных органов власти. И если молодому человеку не вручались эти повестки, то как можно его наказывать за то, что он не отслужил в армии.
Служит у нас примерно треть. За последние 20 лет фактически отслужил каждый третий молодой человек. Треть не годна по состоянию здоровья, а треть просто не призывались, потому что не надо. У нас армия переходит на контракт, становится добровольной, призыв сокращается. В одном из майских указов президент поставил задачу к 2020 г. сократить призыв вообще в 2 раза, будет 150 тыс. призываться. То есть идет переход на профессиональную армию. И в этой связи мы видим, какие идут положительные инициативы. Студентам сейчас будет дано право получать военно-учетную специальность и фактически проходить службу по призыву без отрыва от обучения.
Военная служба по призыву сейчас в армии не нужна, сейчас она дает военно-учетную специальность и готовит молодого человека к контракту. Армия сейчас должна быть наполнена контрактниками, ну, не сейчас, а через несколько лет, в будущем. И принятие вот такого законопроекта, я думаю, действительно просто пиар, депутаты хотели пропиариться, так сказать, на псевдопатриотической такой ноте.
Я верю в искренность намерений мигрантов, желающих проходить срочную службу в российских войсках. Но кроме этого, нужно адекватно оценивать и состояние страны, и военные угрозы, которые существуют. Вооруженные силы созданы для отражения внешних угроз. Насколько видно сейчас, никакого внешнего агрессивного противостояния со стороны других стран нет.
Наши вооруженные силы, по указу президента численность которых должна быть около 1 млн. человек, формируются путем службы по призыву и службы по контракту. Все не граждане России, живущие в нашей стране, имеют возможность проходить службу по контракту. В 2003г. были внесены изменения в «Закон о воинской обязанности и военной службе», они дают право иностранным гражданам заключить контракт и пройти службу. Никаких особых проблем здесь нет. А призыву подлежат только граждане России, и в этом отношении менять закон никто не будет.
С другой стороны, у нас и проблем с комплектованием российской армии не наблюдается. Норма в 300 тыс. человек по призыву в год выполняется на 100%, идет набор на контрактную службу. Если граждане и не граждане России хотят послужить в российских Вооруженных силах, они могут обратиться в любой военкомат. В регионах сейчас развернуты пункты отбора на контрактную службу.
2 недели прошло с начала весеннего призыва, и министр Шойгу уже обозначил сколько у нас уклонистов - это 6 тыс. человек, которые, получив повестку, не приходят, или те, кто уже прошел комиссию и не явился на отправку в войска. 6 тыс. человек по всей стране из 300-тысячного призыва. Это довольно мало. Военкоматы сейчас все заполнены призывниками, явившимися добровольно. Цифры, которые озвучены начальником Генштаба ранее, 150-200 тыс. человек, относятся к тем ребятам, которым сотрудники военкомата не могут вручить повестки.
Также для иностранных граждан предусмотрена облегченная процедура получения гражданства после прохождения военной службы по контракту. Бывают, конечно, сложности. К нам, например, обращался молодой человек, гражданин Армении, уже несколько лет проходивший службу в ВС РФ по контракту, который не мог получить гражданство из-за каких-то административных препон. Но это уже не политика, а вопрос совершенствования нормативных документов, чтобы получение российского гражданства было более автоматизированным и облегченным.
В случае вступления в силу закона о запрете поступать на госслужбу гражданам, не служившим в армии, я думаю, ситуация с призывам совершенно не изменится. Во-первых, очень уж коррупциогенно положение закона, которое относит к полномочиям призывных комиссий решение вопроса: считать гражданина уклонистом или не считать. Единственный магистральный путь у нас – переход на контракт. Президент поставил задачу к 2020 году сократить количество призываемых в два раза, довести до 150 тысяч. И новый закон как бы совершенно не в этом русле. Надо поддерживать контрактную службу преференциями, как во второй статье этого же закона, вот там все правильно: «возможности получения второго высшего образования» и так далее. Положительными преференциями, а не ставить клеймо на молодых людях, которых само же государство не соизволило призвать.
Если молодой человек не получает повесток по тем или иным причинам, то никакой ответственности, никакой обязанности по военной службе он не несет.
Поэтому формулировка поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе»: «Признание гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» - это некий нонсенс. Если молодой человек призван законным образом и уклоняется от явки на военную службу, в таком случае предусмотрена уголовная ответственность. Но у нас же не все подлежат прохождению военной службы. Если посчитать, примерно треть молодых людей проходит службу, треть не годна по состоянию здоровья, а вот треть просто не призывается. И считать их уклонистами, потому что их государство не призвало, это очень странное дело.
Есть Конституция Российской Федерации и ее статья 59, пункт 2, где говорится, что граждане проходят военную службу в соответствии с законом.
Вот он существует, федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». И пункт 3: граждане, которые имеют убеждения, противоречащие военной службе, имеют право заменить военную службу призывом на альтернативную гражданскую. Однако закон «О воинской обязанности и военной службе» нам говорит, что «военной обязанности подлежат граждане мужского пола, от 18 до 27 лет, годные по состоянию здоровья, не имеющие отсрочек и те, в отношении которых мероприятия по призыву проведены». Как делался вот этот закон, совершенно непонятно.
Кстати, граждан, которые не являются по призыву, то есть которым невозможно, с точки зрения военкомата, вручить повестки, их где-то 180-200 тысяч. Но это не значит, что эти граждане уклонисты. Ответственность по вручению повесток лежит государственных органах. Меняйте закон в этом отношении.
«Закония» в соц. сетях