Артем Хромов. Точка зрения.

Кривизна исполнения реформы высшей школы ведет к выдавливанию профессуры из отрасли
5 комментариев Кривизна исполнения реформы высшей школы ведет к выдавливанию профессуры из отрасли

Когда мы защищаем права студентов, то видим, что огромное количество преподавателей еще больше требует защиты их прав.  Бывает,  преподаватели вынуждены, будучи кандидатами наук, профессорами, преподавать студентам за 20-30 тысяч рублей в месяц. Как могут относиться к своей работе и к студентам, к результатам своей деятельности?

Хотя, думаю,  не совсем корректно говорить, что кто-то больше нуждается в защите, а кто-то меньше, уровень и сущность вопросов совершенно разные. Если мы говорим о конфликте потенциальном и возможном между преподавателями и студентами, то действительно такие проблемы существуют. Нужно сказать, что бывают и студенты, которые пытаются дать взятку, и они абсолютно незаконно поступают, такие случаи есть и даже видеоролики различные. Все-таки много преподавателей, у которых низкая зарплата, просто-напросто вынуждают и требуют студентов давать им взятки.

А если говорить в целом про то, что у нас профессорско-преподавательский состав обделен вниманием государства, то это правда. И,  несмотря на то, что сейчас выполняются майские указы президента, зачастую они делаются очень криво, когда спускают определенный указ к органам власти.

Но майские указы президента – это предвыборные указы. Это предвыборные обещания, следующий избирательный цикл. Получается, они должны быть выполнены к концу срока президента. Поэтому они будут выполняться еще год. Но многие университеты «проводят реформу» следующим образом: просто увольняя преподавателей и перераспределяя нагрузку, перераспределяя финансовые средства. Скоро вступит определенный проект документов в силу, согласно которому предполагается, что максимальное количество студентов, которые могут учиться у педагога, увеличивается с двадцати пяти до тридцати человек. Получается, что нагрузка на преподавателя увеличивается, а зарплата не растет.


 

01.06.2017
Государство не отбирает у людей права на высшее образование
комментировать Государство не отбирает у людей права на высшее образование

Когда говорят, что государство ведет политику, направленную на уменьшение числа людей, получающих высшее образование, я  

не могу согласиться с этим тезисом. Хотя  понимаю, что многие ориентируются на нынешнюю статистику, которая действительно показывает, что количество студентов, которые получают высшее образование, в последние годы уменьшилось. Это связано с тем, что у нас была демографическая яма, и количество абитуриентов, которые поступали в высшую школу, сократилось.

Здесь правильнее  ориентироваться на количество бюджетных мест, которые предоставляются. Сейчас их порядка 50%, где-то 55%. И нужно отметить, что, несмотря на демографический спад, государство выполняло свои социальные обязательства. Недавно прозвучало заявление президента страны, он сказал, что «в течение нескольких лет в связи с тем, что сейчас будет происходить увеличение количества абитуриентов, количество бюджетных мест в высших школах будет увеличиваться». Важно, чтобы эти гарантии соблюдались.

Нужно отметить, что ужесточились услуги поступления в высшие школы, увеличились баллы минимальные, которые необходимо набрать, чтобы в дальнейшем иметь возможность поступить в учебное заведение. Недавно было заявление руководства Министерства образования и науки, которое предложило достаточно резко увеличить минимальный порог баллов, с этим я не могу согласиться, потому что это достаточно радикальный шаг, а поэтапность процесса, направленная на то, чтобы повышать качество образования, мне кажется, разумной.

 

О стипендии. В 1984 году стипендия студента составляла треть от средней зарплаты по стране,  на текущий момент у нас минимальная стипендия, чуть более 1, 400 рублей в месяц. Есть социальная стипендия, тоже не очень большая, чуть менее 2, 200 рублей в месяц. Тут очень важно отметить, что есть повышенная стипендия, не так много студентов, не более 10%, имеют возможность ее получать, но она в разных университетах бывает различных объемов: кто-то получает ежемесячно дополнительно 3 000 рублей, кто-то пять, а есть и студенты, которые получают дополнительно и 10 000 в месяц. Есть определенная дифференциация для тех, кто успевает в учебе, у кого есть определенные дополнительные достижения в науке, общественной деятельности и так далее.

Надо сказать, что сейчас большая проблема связана с тем, что изменили систему выплаты социальной стипендии. Тут очень опасная ситуация, потому что многим нуждающимся реально студентам надо собрать определенные документы, плюс определенные региональные нормативы, которые не позволяют им, несмотря на то, что у них средний заработок семьи ниже регионального, получить социальную стипендию. Это большая сложность.
 

01.06.2017
Система высшего образования должна быть максимально прозрачной
1 комментарий Система высшего образования должна быть максимально прозрачной

Важная прозвучала информация от нового министра образования Ольги Васильевой о том, что будет заново проведен анализ всех решений, которые были приняты об объединении и ликвидации университетов. Сейчас все процессы заморожены. Ни для кого не секрет, нередко были объединения, которые вызывали скандалы. Нередко решения по вузам принимались не вполне прозрачно. И то, что сейчас будет проведен анализ, аудит некий, говорит о том, что будет более внятная политика, направленная на то, что если объединения будут, то без дополнительных ущемлений, без наскоков.

Это касается всех абитуриентов. Он поступает в высшую школу и рассчитывает на то, что он там будет учиться до получения диплома. Нередкими были случаи, когда ребята поступали, негосударственные вузы закрывали, да, действительно это были не самые крепкие вузы, но были и объединения государственных университетов. Есть случаи, когда студенты учились в 3-х вузах. Поступили в один, но так как прошли два этапа объединения, ребята в итоге получают корочку третьего университета. И тут все должны понимать, какова политика государства в этом направлении, какова политика образования. И нужно сделать все возможное, чтобы система высшего образования стала публичной и прозрачной. Нужно публиковать рейтинги и поддерживать проведение независимых рейтингов, активно участвовать в зарубежных исследованиях с тем, чтобы когда будущие студенты выбирали университет, понимали, куда они идут.

Плату за обучение у нас устанавливают сами университеты, но они должны ее обосновать. А если мы говорим про повышение в период обучения, то есть университеты, их совсем немного, которые фиксированную плату берут и ежегодно она не повышается. Не все могут себе это позволить. А те, кто имеет право повышать плату, соответственно это должно повышать не больше, чем на уровень инфляции. Уровень инфляции это не то, что говорят эксперты в эфирах, как они это чувствуют, а это то, что прописано в федеральном бюджете, на текущий год это порядка 5-6 %.

Министр заявила о том, что будут регулировать не столько плату, сколько услуги, которые предоставляет университет. Например, наши мониторинги показывают, что спортивные объекты на территории университета используются не только студентами, приходят посторонние люди, пользуются студенческими площадками, прямо скажем, в ущерб интересам студентов, потому что у них нет денежных средств, чтобы арендовать университетскую инфраструктуру. Студенты могут заниматься спортом или ходить в бассейн только в рамках тех академических занятий, которые есть в программе, и это большая проблема. И то, что в принципе будут определяться границы возможного в рамках экономической политики, вполне оправданно. Это вызывало сильное недопонимание в студенческой среде, приходилось каждый отдельный случай разбирать достаточно жестко. Напомню, пару лет назад была история с общежитиями. Тогда депутаты внесли поправку, согласно которой университеты могли устанавливать плату самостоятельно. Так многие взвинтили цены от 5% от стипендии (500-600 руб.) до 5-6 тыс. в месяц. И, конечно, все студенты взвыли, но администрация вузов имела на это право. И после этого министерство ввело параметры, критерии, максимальный расчет, который может быть сделан внутри университетов, чтобы устанавливалась определенная плата.

17.10.2016
Алименты в поддержку студентов необходимы!
8 комментариев Алименты в поддержку студентов необходимы!

Мне кажется инициатива выплачивать алименты студентам до 24 лет вполне здравой. У нас многие родители не имеют возможности оплачивать проживание, питание и обучение студентов, учитывая, что стипендия не такая высокая, а плата за обучение, согласно новым поправкам, начиная с этого учебного года, будет увеличиваться на 12,2% в год. И мы понимаем, что многие студенты очной формы обучения не имеют возможности без ущерба учебе работать. Поэтому считаю, что нужно эту инициативу рассмотреть законодателям. Я в ближайшее время подготовлю свое предложение. Мне кажется, нужно эту инициативу дополнить тем, чтобы выплата алиментов производилась по соглашению сторон в случае, если родитель и ребенок согласен, чтобы алименты использовались в пользу обучения, если родитель может это позволить. Если в пользу уменьшения или отказа от алиментов, потому что ребенок может сам себя содержать и никаких проблем с финансовой стороны нет, то это тоже хороший вариант. А если они не придут ни к какому компромиссу, тогда уже алименты будут выплачиваться в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если студент берет академический отпуск, это вопрос, который можно обсуждать. В случае, если он берет его в магистратуре, его возраст старше 24 лет, тогда ему не будут выплачиваться алименты. Если студента забирают в армию в случае отчисления студента в связи с неуспеваемостью, окончанием университета, призывом в армию, согласно инициативе, выплаты прекращаются. Но если он сохраняет статус студента, вне зависимости от коллизий, тогда получает алименты. В случае, если прекращает быть студентом, то он не получает алименты.

Государство не снимает с себя обязанность по выплате стипендии. У нас не так много студентов, которые оказываются в этой ситуации, и стипендию гораздо больший круг студентов получает. Но то, что алименты будут дополнительным подспорьем это точно. Студенты считаются незащищенными людьми и с нынешним законодательством. Эта идея кажется разумной, учитывая, что есть и межународные прецеденты. Но я бы внес дополнение по поводу соглашения сторон. Если ребенок  сам не хочет получать алименты, он не считает это разумным и нужным по тем или иным причинам, идеологическим, финансовым, то нужно принять это во внимание.

Студент, конечно, может работать и получать зарплату, но если мы говорим о том, чтобы студенты очной формы обучения активно учились и не уклонялись от образовательного процесса, то мы должны их всячески поддерживать. У нас есть система получения грантов на обучение, но недостаточно хорошая. На сегодняшний момент, согласно статистике Сбербанка, меньше половины процента от числа студентов берут данные кредиты. Это говорит о том, что они  не только не пользуются популярностью, а в них есть определенные сложности. Если мы эти механизмы будем совершенствовать, тогда проблем меньше будет, но до тех пор пока они не решены, возвращаться к теме, нужна ли стипендия, как это часто бывает, а в данном вопросы про алименты, мне кажется, неразумно. Поэтому рассматривать вопрос про алименты стоит с точки зрения социальной дополнительной поддержки студентов и ответственности родителей, которые так или иначе своих детей-студентов кормят. Студенты подрабатывают, но это не говорит о том, что у их высокий заработок. Подрабатывать можно по-разному, можно раздавать флаеры на дискотеки и получать с этого 500 руб. в месяц, можно за кого-то писать научные труды и тоже зарабатывать, напрмер, в какой-то промежуток времени, когда идут зачеты и экзамены. Все по-разному работают, у всех разные возможности. Студенты студентам рознь. Есть студенты вечерней формы обучения, они в дневное время имеют больше возможности работать, поэтому статистику нужно рассматривать очень широко. А законодательное предложение касается студентов всей страны. Во многих регионах с рабочими местами очень туго, поэтому даже сейчас студентам приходится искать какие-то дополнительные возможности, чтобы найти место на рынке труда.

Я понимаю и тех, кто выступает с критикой  этой инициативы. Упоминалось в СМИ, что это вопрос иждивенчества. В принципе, я с этим согласен. Я против, чтобы у нас за чужой счет всю жизнь жили все, особенно люди совершеннолетние. Но, я рассматриваю проблему с точки зрения ребят, которые в этой ситуации оказались. Очень много молодых людей с этой ситуацией столкнулись и выступили в поддержку этой идеи, потому что родители отказались от них и бросили на произвол судьбы. Это и личный психологический фактор, и финансовый, у одного родителя не так много денег, чтобы ребенка содержать.

Инициативу необходимо обсудить, доработать, подойти к ней взвешенно, обсудить дополнительную статистику, в том числе и судебную практику. Даже учитывая проблему серых зарплат, есть граждане, которые получают крупную зарплату, и пусть инициатива будет для нескольких сотен ребят. Ради них стоит такое сделать, чтобы обеспечить их будущее.

11.09.2015
Закон о запрете приема "уклонистов" на госслужбу студентов не коснется
20 комментариев Закон о запрете приема "уклонистов" на госслужбу студентов не коснется

В запрете принимать на госслужбу не отслуживших в армии граждан я не вижу ничего, что могло бы сильно навредить студенчеству. Он касается непосредственно тех ребят, которые уклоняются от службы в армии. При этом подчеркивается, что молодые люди, которые по законным основаниям не смогли отслужить, не подлежат в данном случае каким-либо санкциям со стороны государства. То есть, если молодой человек прошел военные сборы, если он по болезни не смог служить, если он закончил аспирантуру, то он также может идти на государственную службу.

Мне кажется, эта инициатива, направленная в целом на повышение престижности армии, возникла с тем, чтобы создать информационное поле. И то, что мы сегодня обсуждаем эту тему, лишь говорит о том, что государство выполняет информационные функции для того, чтобы больше молодых людей становились на путь истинный, чтобы они служили. А для кого-то - хороший стимул защитить диссертацию. 

30.07.2013
  • Артем Хромов Артем Хромов

    председатель Российского студенческого союза, Уполномоченный по правам студентов в РФ

    Эксперт