Павел Чиков. Точка зрения.

И обычный, и особый порядок судопроизводства имеют одинаковый итог
30 комментариев И обычный, и особый порядок судопроизводства имеют одинаковый итог

Почему я противник поправок о расширении упрощенного порядка судопроизводства. Потому что у нас число дел, которые рассматриваются в особом  порядке, постоянно растет. Это такой узаконенный способ: есть признание,  и суду больше ничего не надо.

И вопреки обещаниям, признавшемуся суд на самом деле назначает столько же, сколько и остальным, проходящим по тому же делу. Это вывод недавних исследований 10 тысяч приговоров одним питерским одним институтом. То есть, получается на самом деле, что правоохранительные органы суды обманывают, они себе работу упрощают. А почему невиновный должен брать на себя вину? Потому что его бьют, система правоохранительная так работает, что получение признания удобно, потому как не нужно предоставлять никакие другие доказательства.

«Особый порядок» хуже, чем сделка с правосудием, когда обвиняемый сообщает властям какую-то важную информацию. Если бы это была сделка такая, что он получает меньшее наказание за сведения, которые он сообщил, тогда бы это работало по-другому. А здесь все зациклено на признании вины. Не доказательство вины, не наличие преступления, а признание. Мы знаем, как в России полиция получает признательные показания.

В идеале могло бы все работать, как в Америке. 90 процентов всех уголовных дел заканчиваются сделкой с правосудием, когда человек либо выдает какую-то информацию о другом преступнике, либо признается и т.д. И только каждый десятый не соглашается на сделку и выбирает суд, но это будет суд присяжных, в котором 30-40% вероятности того, что вас оправдают. Здесь действительно есть реальная возможность бороться и быть оправданным. У нас в России, к сожалению, суды оправдательные приговоры не выносят. Судов присяжных у нас практически нет, и они сильно подконтрольны.

О том, что у нас уголовный процесс инквизиционный, студентов учат еще на юридических факультетах. Он никуда не делся, и те криминологи, которые все это разрабатывают, в том случае, если они действительно там участвовали, они все равно уходят корнями в то советское инквизиционное прошлое. Есть структуры, которые заинтересованы, чтобы им работы меньше было и чтобы конвейер, которые переваривает людей в рамках уголовного процесса, работал быстрее.

23.08.2013
  • Павел Чиков Павел Чиков

    председатель межрегиональной правозащитной ассоциации АГОРА

    кандидат юридических наук

    Эксперт