Татьяна Гусева. Точка зрения.

Следствие должно работать так, чтобы государству не пришлось возмещать ущерб вместо виновных в волоките лиц
16 комментариев Следствие должно работать так, чтобы государству не пришлось возмещать ущерб вместо виновных в волоките лиц

Я думаю, что идея вообще неправильна. Это следствие должно работать так, чтобы государству не нужно было возмещать ущерб за виновных в волоките лиц. Другое дело, может быть, когда следствие работало, но виновное лицо так и не было установлено, либо его нет в живых на момент раскрытия преступления, либо оно признано невменяемым, либо у него нет материальных средств. В этом случае государство обязано как-то поддержать человека. Речь не о возмещении причиненного вреда идет, а о некой компенсации, то есть поддержке граждан, потерпевших от преступления.

Будут ли сотрудники правоохранительных органов более оперативно работать, если законопроект о выплате компенсаций из госказны за затягивание расследования уголовных дел станет законом? Нет, и могу пояснить эту позицию на примере собственной адвокатской практики 2012 года.

Гражданину причинен ущерб на 7 млн. руб. Сумма компенсации, которую он получил за нарушение разумных сроков на осуществление правосудия органами следствия, – 100 тысяч. У нас есть пачка судебных решений, признававших постановления следователей о прекращении дела и об отказах от возбуждения дела незаконными и отменявшими их. При этом никто из правоохранителей, чьи действия судом были квалифицированы как незаконные, никакой ответственности не понес. Кроме того, деньги моему доверителю были выплачены из бюджета, то есть, из наших с вами карманов, в том числе из кармана самого потерпевшего как налогоплательщика.

Уголовное дело, ведущееся следователем уже 7 лет, на сегодняшний день то ли прекращено, то ли  приостановлено, точной информации нет, поскольку обязанность уведомлять потерпевшего о принятых следователем решениях по делу по-прежнему не выполняется.

Конечно, радует хотя бы то, что человека, в случае удовлетворения его иска о компенсации за нарушение разумных сроков на судопроизводство, фактически признают потерпевшим  от бездействия и разгильдяйства соответствующих государственных структур. Но вот что это дает ему в плане защиты и восстановления своих прав?

Компенсация получена, виновный установлен, но дело не закончено. Осталось всего каких-нибудь 3 года, и следователи смогут прекратить это дело вполне законно – в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности.

Поэтому сам по себе закон о компенсации за волокиту следствия ничего не поменяет в отношении к потерпевшему, который сегодня остается  второстепенной фигурой в судебном процессе.  Да, мы можем заявить европейскому сообществу, что мы заботимся о наших потерпевших в плане компенсации. А компенсация получается чем-то вроде индульгенции: человеку заплатили и все.

Принятие нормы без других изменений уголовно-процессуального законодательства, скажем, изменения статуса следователя, изменения социальной заинтересованности, еще каких-то положений работать не будет.

13.09.2013