Петр Положевец. Точка зрения.

Астрономия и ЕГЭ нужны школе
2 комментария Астрономия и ЕГЭ нужны школе

В последние годы многое меняется в сфере образования. Если раньше кричали, что ЕГЭ это реальная подготовка, чтобы поступить в вузы и другие предметы используются для того, чтобы подтянуть математику, русский и еще какой-то предмет, который будет девушка или парень сдавать, то сегодня ситуация поменялась. За последнее время единый госэкзамен уже не используется как инструмент оценки деятельности школ, и это здорово. По баллам уже не оценивают школу, хорошо она работает или плохо, уже не оценивают губернатора по среднему баллу единого экзамена. Вот эти оценки превращаются постепенно, медленно, но превращаются, в инструмент помощи школе. Если видят, что где-то средний балл по какому-то предмету низкий, тогда нанимают независимую бригаду аналитиков, которые приходят и начинают изучать, почему там низкий средний балл. Может быть, плохая низкая квалификация учителей, может быть, не теми учебниками пользуются, может быть еще какие-то причины. И школе дают рекомендации. И если в школе хороший директор, хороший коллектив, то они этими рекомендациями могут воспользоваться и через 2-3 года исправить ситуацию.

В школе появилось очень много новых вещей в связи с введением нового босса. В том числе проектная работа, исследовательская работа, которая как раз развивает в детях возможность смотреть на мир критически, понимать, что жизнь зависит и от них тоже, особенно показывает это проектная деятельность в гуманитарных предметах. Да, это все постепенно меняется.

Почему новый министр образования Ольга Васильева не отменила ЕГЭ? Я не думаю, что какой-то министр, который придет в образование, в науку, в культуру, отменит то, что до него было принято правительством и президентом. ЕГЭ это правительственный проект, который поддерживается президентом. Да, у ЕГЭ есть проблемы, но эти проблемы за десятилетия были решены. За последние годы нет нареканий, нет нарушений. Сегодня практически по всем предметам первая тестовая часть ушла, теперь в ЕГЭ много сложных задач на размышление. Я думаю, Васильева Ольга Юрьевна не будет отменять, да и не хотела отменять ЕГЭ. Прото он будет и дальше совершенстваться. В ЕГЭ будут добавляться еще какие-то формы. ЕГЭ сделал очень важную вещь, - он помог ребятам из очень дальних регионов, из маленьких школ поступить в престижные вузы. Если посмотреть сегодня на состав тех, кто учится в Москве и других больших городах, то он очень отличается от того состава, который был 10-15 лет назад. Тогда учились одни москвичи, а сегодня дети из провинции, которые 10 лет назад никогда бы не поступили в такие вузы. ЕГЭ сыграл роль социального интегратора, социального лифта. Не Ливанов был отцом основателем ЕГЭ. Ливанов пришел, когда ЕГЭ уже был введен и эксперимент закончился. Мне не очень нравится, когда некоторая часть педагогического сообщества начинает кричать «вот пришел новый министр, надо все менять, нужны новые реформы, враги народа всю систему разрушили». Боже мой, а почему же вы не кричали об этом полгода назад? О том, что система разрушена, что Сидоров, Петров, Иванов были теневыми министрами в одном, втором и третьем министерстве образования. Это какой-то отклик, импульс непонятно на что, никто не давал посыла. И это не очень здорово, что в наше время можно выбрать жертву и усиленно травить ее, а такие жертвы уже, к несчастью, появились.

Я думаю, что менять сферу образования надо, но по чуть-чуть и постепенно. Я думаю, что курс нового министра как раз будет направлен на то, чтобы какие-то вещи уточнить. У нас есть проблемы с воспитанием, есть проблемы с трудовым воспитанием, да, в этом направлении надо работать и действовать. Всем работникам образования есть недавнее поручение президента уточнить более глубоко, какие результаты мы хотим получить на выходе ребенка из школы по всем предметам. Над этим все работают, и, я думаю, что новая команда министра также будет работать в этом направлении. Невозможно стоять на месте. Жизнь меняется так быстро, что мы просто за ней не успеваем. А если еще и школа не будет успевать, то мы отстанем навсегда во многом, и от жизни, и от других стран, и от мира, и от самих себя.

Что касается возвращения астрономии в список школьных предметов, да, я думаю, нам нужна астрономия. К сожалению, в какой-то момент мы ее потеряли. Это не просто связано с физикой, это связано с представлением о мире, с другими гуманитарными дисциплинами. Но, конечно, она должна быть где-то в старших классах. Я не дума, что это только идея фикс Ольги Васильевой. Это тот предмет, который формирует наше мировоззрение и позволяет понять, что мир – картинка целого. Проблема нашей школы заключается в том, что у детей формируется представление о мире на уровне разных предметов о разных вещах, но они часто не совмещаются в одну картинку, одну мозаику. Астрономия их тех предметов, которые позволяют склеивать эти маленькие кусочки смальты как литература, как история в общую картину. Я за то, чтобы астрономия появилась в школе, но не в ущерб другим предметам.

17.10.2016
Ответственность за насилие по отношению к учителю поможет оздоровить ситуацию в школе
6 комментариев Ответственность за насилие по отношению к учителю поможет оздоровить ситуацию в школе

Мне кажется, что введение уголовной ответственности за оскорбление учителя - это слишком сурово. Но то, что такой закон нужен, это правда.

Мы в последнее время стали говорить о насилии с позиции ученик - учитель. Раньше привычным было: учитель обижает ученика, то подзатыльник даст, то словесно обидит, за руку потянет, - и сразу же родители бегут в суд, и начинается история, которая заканчивается тем, что учитель вылетает из школы.

Наверное, это правильно: учитель, который применяет физическое насилие, и словесное, и моральное по отношению к детям, не должен работать в школе. Но никто не говорил о том, столько есть случаев, когда дети нападают на учителя и нападают так, что учителю потом приходится обращаться к врачам. Я знаю мало примеров, когда наказывали ребенка за то, что он это делал, когда его поступок в отношении учителя становился предметом какого-то серьезного рассмотрения.

В рамки несения ответственности надо включать не только детей. В первую очередь, за то, что творят дети, отвечают родители. Может быть, родители тоже должны нести ответственность за те действия, которые дети предпринимают против учителей.

К счастью, Россия пока еще не на первом месте по насилию. Есть такое исследование, которое проводит ЮНЕСКО, о насилии в школе как в одну сторону, так и в другую, так мы там где-то в конце списка. Надеюсь, и не будем подниматься вверх, к худшим показателям. Но этот закон, мне кажется, поможет оздоровить ситуацию в школе. Ситуация, мне кажется, не очень хорошая.

21.07.2014