Юрий Савелов. Точка зрения.
Интенсивность работы и востребованность пенсионеров зависит от той сферы, где они трудятся. Например, офисные работники – ИТР, иных профессий – прекрасно могут исполнять свои обязанности. В отношениях работодателя с работником должна соблюдаться формула: заработная плата – количество и качество выполненной на нее работы. То есть, договоренность о КПД от работы такого сотрудника. И возраст тут отношения не имеет.
Если работник на зарплату, допустим, 40 тысяч рублей выполняет и даже перевыполняет поставленные перед ним задачи, то возрастных ограничений в таком случае нет и быть не может. Но если он получает 80 тысяч, а работу «не тянет», тогда возникает конфликтная ситуация. Иной раз 55-летний выглядит на 70, а другой – на 42, то есть, все зависит от человека, от его физической формы и компетенций.
Устоявшееся мнение, что мигранты вытесняют местное население с рынка рабочей силы, в корне неверно. На сегодняшний день основная масса мигрантов занимает те сферы деятельности, в которые россияне не очень охотно идут. На самом деле, не так много вакансий, занятых мигрантами, являются желанными для коренных жителей. Всплески таких настроений происходит периодически и напоминают раскачивание лодки, когда в проблемах страны – маленьких пенсиях и зарплатах объявляются виноватыми мигранты, которые, якобы, отнимают у россиян работу. На самом деле, доход мигрантов небольшой, среди них очень мал процент получающих заработную плату от 50 и выше тысяч рублей.
Вопрос установления достойного уровня прожиточного минимума, от которого зависят все остальные выплаты отчасти связан с этой темой, но всё же находится в другой плоскости. Его определяет государство, и если оно говорит, что 14-17 тысяч – это нормальный уровень жизни, то она и является определяющей для всей экономики. Если, допустим, будет установлена планка в 30 тысяч рублей – можно будет за наших граждан и государство только порадоваться. Пока же для заполнения рынка вакансий, особенно неквалифицированных, нам необходим приток рабочих рук.
Правительство наконец-то создало на самом высоком уровне рабочую группу из 24 человек, которая будет заниматься миграционной политикой в части упрощенной натурализации и предоставления гражданства русскоязычным жителям сопредельных государств. Такие структуры в данной сфере надо было создавать еще десять лет назад. Поставлена задача привлечь в страну от пяти до десяти миллионов новых граждан оттуда. Хотя в этом году привлекли всего 280 тысяч, видимо, самых желающих, потому, что многие еще колеблются. Но даже если планы по упрощению процедур принятия гражданства будут реализованы, не факт, что это даст результат. Поэтому нужны и экономические программы привлечения новых граждан. Так как просто получить гражданство – только часть дела, эти люди должны быть интегрированы в экономику страны.
Необходимость перехода на четырёхдневку – глобальная проблема всего мира. На предприятии пять лет назад была такая история: надо было выбирать между несколькими производителями оборудования. Японское стоило более 100 миллионов рублей с количеством работающих на нём – 30 человек. Немецкое стоило 70 миллионов при количестве работающих 50 человек, а китайское стоило восемь миллионов, но работать на нём должны были 120 человек. Было выбрано китайское по другим причинам. Так вот сейчас китайцы тоже производят аналоги японского оборудования с количеством работающих до 30 человек. Если его устанавливают на производстве, то 90 человек должны куда-то уйти?
Что касается вопроса можно ли сохранить заработную плату при сокращении трудовой недели, его ответ виден на элементарной математической задаче для четвёртого класса. На предприятии работает 100 человек, за пять дней оно выпускает 10 тонн продукции. Если предприятие будет работать четыре дня на том же оборудовании, значит, оно выпустит только 8 тонн продукции. Вопрос: где зарплату взять на прежнем уровне? Чтобы выпускать тот же объём за меньшее количество дней, надо модернизировать производство. Можно это сделать быстро в такой стране, как наша? Нет, конечно.
Этот процесс идёт, может, не так быстро, как того хотелось бы, но тем не менее, через короткое время мы встанем перед дилеммой: куда девать людей, высвободившихся при модернизации производства? Это огромная армия, и это станет общемировой проблемой. Четырёхдневная рабочая неделя вроде смягчает этот удар по трудовым ресурсам: люди всё же пристроены. И будет производиться не сокращение людей, а сокращение трудового времени. И это самый главный плюс этой идеи.
Минусом будет то, что люди будут получать меньше, но это только в том случае, если сделать это сейчас, наскоком, без переходных периодов, модернизации производства и увеличения производительности труда. Что касается непрерывных циклов производства или оказания услуг, то они и сейчас справляются с обеспечением работы в выходные, справятся и при четырёхдневке, у них другая система организации труда и трудового распорядка.
Программы по оздоровлению нации нужны, они должны быть своего рода кирпичом в стене общенационального здоровья. Программа «Укрепление здоровья работающих», представленная Минздравом, объемная, но весь вопрос в том, насколько она будет эффективна. Допустим, кабинеты оздоровления необходимы на предприятиях, где производство связано с повышенным травматизмом. Но там они уже есть. Так ли они необходимы в офисах и на нетравмоопасных производствах, где и аптечку используют от силы раз в два-три месяца?
Установит работодатель турники и беговые дорожки, но что дальше? Сотрудник пробежится, вспотеет – оборудовать еще душ, чтобы он мог помыться? Укреплять здоровье можно не только пробежками, но и пешими прогулками, например, от метро или от дома до работы – если есть такая возможность. У работодателя есть все необходимые механизмы, чтобы поощрять сотрудников, ведущих здоровый образ жизни, в частности, премировать в размере 3-5% от оклада, сокращать рабочий день, например, в пятницу на один час, и так далее.
В таких механизмах есть рациональное зерно, но работодатели порой не могут найти и курящих высококомпетентных сотрудников. А если в вакансии работодатель будет указывать на отсутствие вредных привычек, то, как минимум, процентов на 20-30 число претендентов отсеется. Но ведь среди них могут быть высококлассные и высокопроизводительные специалисты, нужные производству. Работодатель оценивает сотрудника не по тому, курит он или нет, а по его КПД. Предприниматель готов вкладывать во что угодно, если это повысит производительность труда, а, значит, доходность производства. Если завтра он вложит 2 миллиона рублей на массажные кресла или велодорожки, предприниматель должен знать, что эти затраты окупятся, иначе это не имеет для него никакого смысла.
30.08.2019
За каждым пожарным инспектором на территории закреплён объект, который он должен посещать и осматривать во время плановых и внеплановых проверок: предприятие, складской комплекс и так далее. Каждый инспектор должен знать, что и на каком объекте происходит, и какие там недостатки. А потом уже решать другие аспекты: можно ли их исправить, каким образом, есть ли у предпринимателя деньги, чтобы поставить систему пожаротушения, которая стоит миллионы. У него всё предприятие, может, стоит 10 миллионов рублей, а система пожаротушения – 8 миллионов.
А если это не Москва, а небольшой посёлок. Есть там предприятие, работают люди – 40-50 человек, что-то производят, сотрудники получают зарплату, отчисляют налоги в бюджет. Приходит инспектор и говорит: по закону вы должны поставить систему пожаротушения. Предприниматель, естественно, говорит: нет у меня таких денег. Ну, тогда, вы закрываетесь, - отвечает инспектор. Людям в поселке больше работать негде, но он закрывается, потому, что такие требования. И они вполне законные.
Есть выход: система оповещения, т.е. сигнализация – в разы дешевле, но всё равно дорогая. И никакой банк не даст кредит под такие закупки. Надо отжать должное, МЧС лояльно относятся к бизнесу, если где-то можно установить именно систему оповещения, при этом, добавив несколько дополнительных пожарных выходов, которые, кстати, спасают, то пожарная инспекция идёт на это.
Как гражданин, я, конечно, за ужесточение законодательства в части требований соблюдения противопожарных норм там, где это жизненно необходимо. Например, в учебных заведениях, крупных торговых и развлекательных комплексах. Они вообще не должны эксплуатироваться, если есть хоть малейшее нарушение правил пожарной безопасности, которое представляют угрозу жизни и здоровья людей. Это должно быть незыблимым и никаких послаблений быть не должно. Такая безалаберность – действительно, преступна.
Предпринимательство – всегда риск, и надо уметь их просчитывать, видеть ситуацию на перспективу. Если не хватает, допустим, миллиона рублей на выплату заработной платы – можно взять кредит в банке. Надо отметить, что банки неохотно это делают, но на выплату заработной платы многих кредитуют.
Думаю, основная причина таких массовых невыплат заработных плат – в кризисе управленцев. Это банальная некомпетентность. Допустим, вы произвели товар, предприятие работает сезонно – весна-осень, ваш товар должен продаваться. В прошлом сезоне продали на 10 миллионов, а в этом на 4 миллиона. И предприниматель не может понять, почему, товар произведён, людям надо заплатить, а продукция лежит на складе. Не прочувствовали рынок – надо было цену снижать, может, даже в минус уходить по прибыли, только, чтобы рассчитаться с работниками. Ведь им надо на что-то жить, семью содержать, детей. Может, получится в следующем месяце продать, а у предприятия уже задолженности по налогам и заработной плате. Надо сперва решить эти вопросы, а потом уже думать, как поднимать предприятие, выпускать другой товар, задействовать другие рычаги.
Что касается задержек выплат в бюджетной сфере, то здесь, скорее, не некомпетентность планирования, а хитрости. Пришли деньги за зарплату, они их на депозит кинули, процент получили, с этих денег какие-то «дыры» заткнули, а люди подождут.
В предложении Минтруда, оформленном в законопроекте «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования трудового законодательства в области охраны труда)» есть рациональное зерно.
Возьмём в пример производство, где собирают на конвейере стиральные машины. Один работник колесики прикручивает, другой крышку, третий барабан вставляет. На каждом десятом барабане у него идёт травма на руке, царапина. Пусть небольшая, но она его тревожит. Он идёт к тому человеку, который будет уполномочен, показывает эту травму, пишет заявление, что ему тяжело работать. И работодатель должен как-то отреагировать на это, улучшить условия труда. Сейчас ничего не происходит, если работник получает незначительные мелкие травмы, которые ему не дают возможность нормально трудиться. У нас же люди продвинутые, написал заявление, как он получил травму, сдал его у себя на производстве, а потом в электронном виде может его отправить в министерство, где такие случаи будут собирать и анализировать. Если нужно, будут разбираться с работодателем.
Необходимо разработать механизмы работы этого закона, иначе он останется мертворождённым. Ну, напишет работник заявление, примут его и ничего не сделают. Вот в этом случае должны быть предусмотрены санкции в отношении работодателей.
Нормальный руководитель понимает, что в случае несчастного случая с летальным исходом на производстве, ему грозит уголовное дело, а в случае обращения работников в Прокуратуру и выявления нарушения условий труда, ему грозят серьезные санкции вплоть до закрытия производства. Но он зажат и другой стороной: отсутствием, может быть, средств на модернизацию. У нас большое количество производств работает на оборудовании еще 50-60-х годов, оно свой ресурс давно выработало. Но не всем хватает средств на переоборудование, страна только начала развиваться последние 5-10 лет.
Мы на сегодняшний день живём в рыночной экономике. Что она подразумевает? Чем дешевле услуга и товар, тем он будет менее качественным. У нас покупательская способность населения невысока, поэтому производитель старается предоставлять услуги и товары более низкой ценовой категории, и сейчас невозможно отказаться от такого положения вещей. Вопрос в том, какого некачества услуга или товар? Наносит ли они вред потребителям или просто не даёт никакой пользы?
Ну, и, конечно, никто не отменял стремление предпринимателей получить побольше прибыли. Представьте: у вас один и тот же продукт. Некачественный стоит 100 рублей, а качественный – 1000 рублей. Желание недобросовестных предпринимателей продать товар, который стоит 100 рублей за 1000 присутствует. Конечно, с этим нужно бороться, разумеется, этому нужно воспрепятствовать.
Как бороться? Сажать на длительные сроки, как предлагают особо радикальные головы, а, может, лучше сразу расстреливать? От этого разве станет лучше жить? На мой взгляд, недобросовестных предпринимателей надо бить рублём. И понимать, что каждый из нас, потребитель – это тоже участник рынка. Понимать, что зажигалка за 5 рублей два раза чиркнет и её можно выбрасывать. Тут никакого спроса. Но вот если вы купили за 200 рублей зажигалку и прикурили три раза, вот в этом случае надо вступать в юридический и судебный спор с производителем. Суды должны принимать сторону потребителя, который всегда прав, как известно и штрафовать виновного не на три рубля, а на 30 тысяч, чтобы людям было интересно обращаться в суд из-за «мелочей».
Сейчас вы обратитесь в суд за компенсацией товара в 1000 рублей и получите три рубля, а сколько сил, нервов придется потратить, сколько заявлений надо написать. Будет кто-то воевать за 1000 рублей? А если сложится практика, что суды будут принимать сторону потребителей и выписывать штрафы в их пользу и по 30 тысяч и по 50 тысяч и более за товар или услугу стоимостью 1000 рублей, вот тогда что-то сдвинется с мёртвой точки. Но тут есть и обратная сторона: получив иски, производитель захочет изготовлять качественный товар, но и цена тогда его будет выше. Закон о защите прав потребителей есть, нам, как потребителям самим надо заставить его работать.
30.11.2018В последнее время на прилавках наших магазинов мы видим преобладание российских продуктов: овощной группы, мясомолочной и т.д. В пример можно привести ту же Петелинку. Да, её производство поддерживается государством, но это наш продукт, и цены на него довольно приемлемые.
Чтобы попасть на наш рынок иногда зарубежные товаропроизводители пользуются методами, противоречащими нормам ВТО. Известно, что если производитель что-то вывозит за рубеж, то ему возвращается НДС. Но в одной европейской стране (не буду называть какой) пошли еще дальше. При поставках овощей в Россию они доплачивали своим фермерам. Этого делать по правилам Всемирной торговой организации нельзя, и если о таких вещах узнают, то это влечет наложение санкций в виде штрафов. Но они это делали. И в таких случаях должны работать наши фискальные и антимонопольные органы, а при обнаружении нарушений предъявлять иски на приличные суммы.
Если же говорить о честной конкуренции, то основных методов тут два – это качество и цена. Вот это и есть нормальная конкурентная борьба. Если проводится тендер, в нем участвуют иностранные и наши фирмы, то у них, как правило, цены дороже, но и качество гораздо выше. Если мы запретим участвовать им в этом тендере, значит, мы будем потреблять некачественную продукцию, пусть даже дешевле. Так мы будем топтаться в этой отрасли еще 10 лет, потому, что не будем создавать конкуренцию.
Об импортозамещении мы говорим последние 8-10 лет. На мой взгляд, говорим и действуем не совсем верно. Мы должны не просто замещать то, что завозится из-за рубежа, самое главное, мы должны научиться производить продукцию, которую мы сможем экспортировать.
При вступлении России в ВТО в 2012 году многие экономисты говорили, что цены на продукцию снизятся на 3-5%, но ведь этого не произошло. С тех пор прошло шесть лет, для экономики любой страны, тем более, прогрессирующей, находящейся в санкциях – это очень большой срок. Для нас на мировом рынке все очень быстро меняется. К сожалению, мы не успеваем подстраиваться под действия наших партнеров и новые правила игры. Хотелось быть хотя бы на полшага впереди этих процессов. Если бы в Правительстве заранее понимали и продумывали наши шаги в ответ на происходящие в мире изменения, то уже давно надо было определить, что продукцию надо готовить сразу на экспорт, а не на внутренний рынок, а потом в течение нескольких лет её совершенствовать.
Когда произошел дефолт 2014 года, мы продали много сельхозтехники за границу, потому, что наши цена и наше качество соответствовали требованиям покупателя. Наш трактор стоил, допустим, 50 тысяч долларов. За эту цену он покупался. Если бы он стоил 150 тысяч, то его бы, конечно, не купили бы. Но мы же не можем всегда занимать только низшую нишу. Нам нужно хотя бы среднюю. Поэтому необходимо изготавливать такие трактора, которые бы покупались за 150 тысяч долларов. Наш ВПК тоже поднялся, когда рубль ослаб. И когда мы стали предлагать лучшее качество, и к нему обучать экипажи военной техники, американцы тут же засуетились с санкциями.
Ослабление рубля сделало свое дело, но положительные тенденции в отечественном промышленном секторе надо было поддержать и развить. Что ж мы теперь будем каждые четыре года опускать рубль, чтобы развить экономику? Это глупо.
Большая часть самозанятых – люди с небольшим доходом, есть, конечно, те, кто оказывают высокооплачиваемые услуги, но их численность находится на уровне статистической погрешности. Сейчас налоговики начали мониторить сайты по разным направлениям, искать тех, кто оказывает такие услуги. С них, наверное, и стоит требовать уплаты налогов или патента. А плотники, слесари, человек, который вырастил рассаду и продал её, выручив 10 тысяч рублей, что с них взять? Но правительство предлагает, чтобы все платили по 10 тысяч. Это очень похоже на налог на тунеядство. Не работаете вы, хотя у вас трудоспособный возраст – 10 тысяч в месяц, будьте добры, платите, как это принято в Беларуси. Ну, так, пусть во всеуслышание скажут тогда – это налог на тунеядство. А так, похоже, что хотят одного и того же, но бояться признать и стараются зайти с другой стороны.
Люди самозанятые в массе своей просто выживают. Ну, на чём можно заработать большие деньги? Мы даже не сможем набрать десять направлений, по пальцам перечислить, где человек получает больше 100 тысяч рублей в месяц, и даже больше 50 тысяч. Ведь самозанятый человек не знает, что будет делать завтра. Сегодня их пригласили сруб поставить, они собрались втроём, получили на троих 100 тысяч рублей за три недели, а два месяца они могут сидеть без работы.
Самый главный вопрос здесь: кто такой самозанятый, что это за вид деятельности? Когда в правительстве определяться, кому надо платить и за что, вот тогда, конечно, система заработает. В первую очередь надо классифицировать самозянятых по доходам. Определить тех, кто может и должен уплачивать налоги со своей прибыли, а остальных оставить в покое, не накалять обстановку. Люди сейчас и так взбудоражены, не знают, что жать дальше в плане экономической и социальной политики.
«Закония» в соц. сетях