Андрей Сахаров. Точка зрения.
Памятник отражает эпоху. Люди, которые ставили памятники в Польше, покланялись социалистическим богам. В 40-50-е гг. это было одно, позже это было другое и т.д. И сегодня практически памятники расплачиваются за перемену курса и у нас, и в Польше, и в Прибалтике. Бедные памятники, когда их ставили, не подозревали, что все изменится, что многое поменяется, социальные истоки, политические истоки, геополитические истоки поменяются, и исторически будут себя быстро изживать. Вот в чем проблема. Памятники стали практически заложниками геополитики и социальных перемен. Это неправильно, потому что история есть история. История, отраженная в том числе в памятниках, является необратимой. Вы можете этому памятнику не поклоняться, вы можете не класть туда цветы, но если стоит памятник соответствующему деятелю этой эпохи, соответствующему полководцу, то, я думаю, к этому нужно относиться с уважением, потому что это история народа.
Я понимаю, когда большевики пришли к власти в 17-м году, то все пароходы «Великая княжна Мария», «Великая княжна Ксения» были переименованы. Все пароходы пошли по Волге с именами «Зиновьев», «Троцкий», «Бухарин», «Каменев», позднее «Сталин», «Молотов» и т.д., где сегодня эти пароходы? Где сегодня эти Зиновьевы, Троцкие и т. д. Нет ничего. С памятниками тоже самое. Уничтожили памятник Александру III, памятник спорный, конечно, но он был воздвигнут крупным мастером. Уничтожали и другие памятники.
Это грустное зрелище в известной степени связано с нашей общей нецивилизованностью, нетерпимостью к поворотам, нетерпимостью к событиям, к оценкам и т. д. и т. д. Я думаю, такая ситуация и в Прибалтике, и в Польше, такая же ситуация на Украине. Я думаю, вся эта левизна украинская, прибалтийская, польская, все это в конце концов когда-нибудь перемелется, но, к сожалению, части памятников уже не будет.
Сербы и болгары совершенно другая история. Они всегда чтили наши памятники, но я не знаю, стоит ли Алеша в Болгарии сейчас. Сербы это другие связи с Россией со времен древности, с Ивана III, не говоря уже о Петре, о Екатерине. Мы боролись за сербов, мы боролись за их независимость против османского ига, против немецкого фашизма. Это все откладывается. И сегодня и правительство, и народ Сербии чтят эти вещи.
С моей точки зрения, все сравнения советского и нацистского режимов некорректны. Некорректны, потому что это абсолютно разные системы, абсолютно разные идеологии, абсолютно разные социальные основы и той, и другой системы. Берут за сравнение, как правило, результаты войны, берут в качестве критериев внешние данные: концлагеря там, концлагеря здесь, там гестапо, здесь НКВД. Но мы можем привести такие примеры из любого периода любой страны.
Ведь дело совсем не в этом. Дело в том, что советская система - это система социальная, рабочее-крестьянская, вышедшая из революции, со всеми революционными жестокостями и тоталитарными наклонностями, диктатурой сталинской, которая вышла из системы борьбы с капитализмом и т.д. Гитлеровская система совсем иная система, у нее совсем другие лозунги, другие социальные слои поддерживали гитлеризм и фашизм, экологические посылки, в том числе и расовые, человеконенавистнические.
Конечно, если взять внешние признаки, то можно увидеть сходство, но по этим признакам нельзя ни в коем случае сравнивать. Потому что люди, которые сравнивают два режима, плохо знают историю, плохо знают основы возникновения советской системы, плохо знает основы происхождения системы фашизма и т.д.
Да, действительно, обе системы родились на больших комплексах. Наш советский строй возник в том числе на том, что мы были очень долго обижены непризнанием и дискриминацией. Система Гитлера, Германия была тоже задета, унижена Версальским договором. Для немцев это было очень тяжело, оскорбительно. В этом тоже было много общего. Но опять же, происхождение одного и другого унижения, того и другого оскорбления и комплексов совершенно разное. Это все надо понимать. В сравнениях исторических нет ничего плохого, это история, но в этом надо разбираться, глубоко осмысливать, и тогда не будет никаких проблем и оскорблений, не будет обид и упреков в антипатриотизме, в антиисторизме. Вот моя точка зрения.
А что касается девочки, которая выставила фото с фашистской символикой, то девочка сделала нехорошо. Что касается нацистской символики, которая заклеивается там и сям повсюду на исторических фотографиях и плакатах, и доходит дело до абсурдов, я думаю, это большая глупость, потому что большое сильное государство, которое уверено в себе, которое гордится своей историей, своими победами, не должно обращать внимание на такого рода мелочи. Простите меня, все это было. Вспомните фильм «17 мгновений весны», мы с удовольствием смотрим на советского разведчика и с интересом наблюдаем за жизнью рейха. Это история, зачеркивать это путем каких-то абсурдных экивоков просто нелепо, смешно для достойного государства.
«Закония» в соц. сетях