Светлана Герасимова. Точка зрения.
Идея формирования ответственности включает в себя не только ответственность бизнеса или ответственность человека, это все-таки более длинная цепочка: государство, общество, бизнес, гражданин. И если мы только к одному звену предъявляем какие-то вопросы, остальные звенья у нас проваливаются, то на уровне бытового восприятия у людей это вызывает чувство несправедливости. Когда мы пытаемся в наших образовательных программах сформировать вопросы социальной ответственности бизнеса, возникает вопрос: а почему государство не формирует для себя такие же нормы? Почему оно не начинает вести более прозрачную, подотчетную деятельность. Не внедряет этические нормы. От граждан мы часто слышим вопрос, почему бизнес не социально ответственен? Почему люди не социально ответственны? Эти вопросы приводят нас к пониманию, что это комплексный феномен, и работать с ним нужно комплексно.
Да, проповедь в СМИ о вреде взятки - это одна из мер. Но есть еще один важный момент, тема очень тонкая и работать с ней нужно очень тонкими инструментами, не заставлять всех издавать пособия, посещать курсы и т.д. Кстати, напомню, что с введением курса религиозных основ в школах знаете, какого рода проблемы возникли на местах? Кто будет читать эти курсы, кто будет этот свет знаний нести? На качестве конкретного преподавателя очень часто эта тема как раз заканчивается, потому что да, мы можем это обязаловкой ввести, но то, как это будет реализовываться, большой вопрос. Может, мы нанесем социальный вред вместо пользы, которую ожидаем.
Бытовая коррупция действительно воспринимается в нашем обществе как некая норма. И конечно, мы должны, в том числе, посмотреть и на опыт других стран, которые справились с этим вопросом. Все равно все начиналось сверху, с высших органов власти. Например, Сингапур, там очень быстро решили этот вопрос.
В рамках своей профессиональной деятельности, мы развиваем студентов в области корпоративной социальной ответственности, проводим конкретные курсы с экономической, юридической точки зрения, изучаем международные стандарты. Мы пытаемся проводить научные семинары, объединяя ученых разных конфессий. МИРБИС - светское заведение, но мы рассматриваем разные точки зрения. Есть издание "Этика православия как источник формирования нравственной экономики". Но при этом есть ценностные ориентиры и в экономической среде исламского мира. Там заложен принцип не зарабатывать деньги на деньгах, он прописан в Коране, что запускает несколько иные формы ведения мусульманами хозяйственной деятельности. Это такой культурологический аспект обучения бизнесу, который мы развиваем.
Созидательное молодое поколение просит, чтобы бизнес-школа обучила, как влиять на мир, и влиять позитивно, они хотят что-то создать, привнести что-то светлое, доброе. А дальше какая опасность? Так называемый эффект колеи. Мы студентов подготовили, расширили восприятие, научили не только "здесь и сейчас схватить эти деньги и быть счастливыми", мы их научили пониманию того, какие последствия это повлечет: экономические, юридические, отсроченные, последствия для семьи.
Кстати, в скандинавских странах чиновникам читают лекцию о том, что коррупция очень негативно сказывается на последующем поколении, это связано с наркоманией, алкоголизмом, очень серьезными проблемами девиантного характера. Это рассказывают, чтобы фокус восприятия с того, что "здесь и сейчас я получаю выгоду" сместился на среднесрочные и долгосрочные потребности. Все это мы в школе проделываем, а дальше ребята выходят в обычный традиционный бизнес, а там им говорят: все это забывайте и встраивайтесь в те правила, которые уже сложились. А бизнес сегодня использует бизнес-модели, нарушающие права человека, модели, которые позволяют получать гранты за счет взяток. Выходит, решить проблему только с точки зрения образования, не подключая других факторов, очень сложно, практически невозможно. Получается, у нас стоит задача привнести в бизнес-общество некие другие нормы, нам нужен другой общественный договор.
Только лишь с точки зрения религиозных организаций эту задачу не решить. Хорошо, что есть общественная дискуссия, эти проблемы и темы нужно обсуждать, нужно искать комплексные решения. Надо оценивать проявления коррупции с точки зрения ведения бизнеса, ведения хозяйственных дел, государственного управления. Это комплексная проблема, со всех сторон к ней нужно подходить, не только религиозной, но, безусловно, нам всем не хватает религиозной ценностно-нравственной основы, все чувствуют этот некий духовный кризис. Поэтому попытка найти такие основания в теме противодействия коррупции тоже важна.
25.01.2016У нас есть такая программа Global Executive, это консорциум нескольких бизнес-школ, в том числе и немецких. И приезжают к нам иностранцы учиться, например, опыту работы на изменяющихся рынках, на рынках, которые еще не совсем зрелые, которые находятся в периоде развития. Они приезжают посмотреть и поучиться, в том числе, и технологическим инновациям.
Например, программа этого года посвящена инновациям в нефтегазовом комплексе. И интерес иностранцев к этой проблематике достаточно высокий. Они приезжают не потому, что у нас дешевле, а потому что есть интерес к сотрудничеству с российским бизнесом, к развитию проектов с Россией, и потому, что есть совместные предприятия и совместные планы. Это совместные проекты в области машиностроения, автомобилестроения, нефтегаза, и новые полярные программы тоже интересны германскому бизнесу.
«Закония» в соц. сетях