Владимир Семенов. Точка зрения.

Экологию  спасет не лимит на машины, а экологичный транспорт
19 комментариев Экологию спасет не лимит на машины, а экологичный транспорт

Я приведу официальные цифры, которые очень показательны. В год у нас происходит около 995 тыс. тонн загрязняющих выбросов, из них 66 тыс. тонн – на совести промышленных предприятий, то есть примерно 6,6% от всего загрязнения города.
Мы все понимаем: живем в Москве, где то один завод дымит, то со второго идет выброс. Но это всего 6 с небольшим процентов. А все остальное, 93,45% – это выбросы автомобилей, это 929 тыс. тонн. Поэтому, конечно, проблема экологии колоссальная, и здесь мы упираемся в такую неприятную дилему: с одной стороны, лично каждый человек хочет сесть в свой автомобиль и с комфортом поехать, с другой стороны, мы все хотим жить в чистом городе. И вот как эту проблему решать – вот это, собственно, самая главная проблема.

Есть еще очень грустная статистика. Москва стоит на втором месте в России по количеству выбросов в атмосферу. На первом месте Норильск. Но Норильск, мы понимаем, беда страны, там «Норильский никель». В Санкт-Петербурге в два раза меньше выбросов, чем в Москве. А в мировом плане, если брать индикаторы качества воздуха, мы очень сильно, процентов на 40, отстаем от Лондона, например. Поэтому надо находить какие-то выходы.

Понятно, что можно пытаться пойти по пути ограничений. Бытует идея ограничить количество машин на семью. Но здесь прежде всего очень сложная юридическая база, потому что семья бывает разная: у одного жена с кучей детей, жена, а кто-то вообще живет один. Во-вторых, наличие нескольких машин в семье не означает, что все эти машины ездят одновременно. У одного человека может быть пять машин, которые стоят в гараже, и он по очереди на них ездит. Или у него есть куча машин, но они у него стоят, человек живет на ренту. А другой из своей машины в силу специфики бизнеса выжимает все, что можно, и она ездит с утра и до вечера. Поэтому, наверное, эта мера не самая логичная, она не учитывает такого человеческого фактора. Тут, наверное, нужно говорить о каком-то ином кардинальном изменении.

Есть хорошая перспектива, к которой человечество должно идти, – это электротранспорт. Он сегодня активно развивается и в Европе, и в Китае. Город должен пойти на какие-то беспрецедентные меры по стимулированию людей, чтобы они пересаживались на электротранспорт. Так как эти автомобили дороже, соответственно, нужно людям дать какие-то очень ощутимые льготы. Например, уже сейчас есть бесплатная парковка для электротранспорта. Но мы понимаем, что сегодня количество этих машин исчисляется десятками, возможно, в условиях пробок надо дать этим машинам право проезда по выделенной полосе для автобусов. Дать какие-то льготы людям, в том числе банковские, на покупку этих автомобилей, то есть субсидии от города. И когда человек будет выбирать, суммировать льготы, он подумает: «Что мне лучше купить? Может быть, сегодня выгоднее купить электромобиль».

Конечно, это история долгосрочная. Но, прежде чем людей душить с точки зрения возможности ездить на своей машине, нужно сделать все, чтобы городской транспорт был человеческим.

27.07.2015