Ирина Гриценко. Точка зрения.

2 комментария В спорах по суррогатному материнству судьи практически всегда оставляют ребенка с выносившей матерью

На сегодняшний день фиксируется небольшой объем судебной практики по спорам в сфере суррогатного материнства. В первую очередь потому, что люди боятся идти судиться, когда их права в этом вопросе нарушаются. Построение договора, который заключается между будущими родителями и суррогатной матерью, к сожалению, в Конституции и в иных законодательных актах высокого уровня, не отражено и не коррелируется с законодательством о материнстве и детстве, в частности, с правами матери на ребенка.

Поэтому в тех случаях, когда договорные отношения нарушаются со стороны женщин, вынашивающих ребёнка, они отказываются исполнять свои обязательства, и будущие родители идут в суд, чаще всего судьи разрешают спор с точки зрения защиты материнства и детства, и оставляют ребёнка с выносившей его женщиной. Здесь возникает сразу несколько проблем, в том числе с вероятным истребованием исполнений алиментных обязательств. Поэтому вполне возможно, что в связи с изменениями в Конституцию, правовое определение этих взаимоотношений будет отражено в Основном законе, тем более что новые пункты относительно материнства и детства в новой редакции представлены. 

13.03.2020
8 комментариев Перед тем, как определиться с пансионатом, надо внимательно изучить договор

Чтобы избежать неприятных, а то и трагических последствий размещения пожилых людей в пансионатах, необходимо соблюсти несколько правил. В первую очередь, как театр начинается с вешалки, так и посещение пансионата начинается с изучения Договора. Необходимо четко прояснить, какие права вам предоставляются, какие обязанности вы несёте, и какие обязанности на себя принимает то учреждение, которое принимает престарелых граждан.

Одним из самых важных пунктов пребывания в таких заведениях является своевременное оказание медицинской помощи. Те, из них, кто серьезно занимается этим бизнесом, организуют медицинский пункт оказания неотложной помощи. Для этого не так много нужно, например, открывать клинику, достаточно одного-двух помещений, где будет располагаться врач, где будет стоять стенд с медицинскими препаратами, которые нужно ввести в случае острой необходимости. Врач при этом сможет определить, в каких случаях состояние постояльцев является угрожающим жизни. Если такой пункт имеется, необходимо попросить лицензию и посмотреть, какие услуги оказываются. Необходимо при этом уточнить в лицензии место расположения пункта – он должен быть на территории учреждения. Договор со станцией Скорой помощи, которая лишь изредка приезжает, недостаточен для хорошего медобслуживания.

Когда вы получаете договор, вы имеете право получить полную информацию, зайти на территорию, осмотреть помещения, ознакомиться со штатным расписанием, чтобы понять, какое количество людей у них работает. Это очень важно. Ведь если руководители говорят, что учреждение оказывает большое количество услуг, а в штате всего три человека, остальные – приходящие, это сигнал о недобросовестности владельцев.

15.02.2019
Позвольте врачам лечить людей, а не принимать должностные решения
28 комментариев Позвольте врачам лечить людей, а не принимать должностные решения

На сегодняшний день в судебной практике общепринято такое понятие как экспертное мнение, и экспертами являются не простые врачи, а люди, которые знакомы с законодательством, которые знакомы с судебной практикой, они выносят свои суждения мнения по поставленным вопросам. С точки зрения адвоката, который каждый день ходит в судебный проект, я просила бы не перекладывать ответственность именно на врачей, потому что работая с ними ежедневно, я от реальных врачей, которые не являются экспертами, не высказывают мнение в суде, всегда слышала просьбы, "оставьте нас в покое, мы хотим лечить людей, мы не хотим принимать решения, которые относятся к компетенции должностных лиц, мы хотим быть врачами и оставаться друзьями для своих пациентов".

А вот вопрос, в каком случае аборт проводится по медицинским показаниям, а в каком случае это непосредственно желание женщины, поймите правильно, диагноз выносится на основе нескольких составляющих, в том числе и анамнеза. Когда женщина приходит и говорит, "у меня предыдущие беременности заканчивались выкидышами и я больше не хочу иметь детей", любой нормальный врач еще до получения каких-либо анализов скажет, "нет, не надо ей еще одного выкидыша, лучше пусть будет аборт по медицинским показаниям". И как он потом будет нести ответственность? Зачем это перекладывать на врачей? Я считаю, надо проработать более глобально и серьезно тему именно компетентных органов, принимающих решения.

Убеждать не делать аборт входит в обязанности врача по той простой причине, что они дают клятву Гиппократа. И они в любом случае пытаются как сохранить жизнь женщины, так и сохранить жизнь эмбриона. Ясчитаю, что врачи делают все возможное для формирования мнения женщины о том, что ребенка нужно сохранить. Если исключить аборты из программы ОМС, то на врачей ляжет юридическая, в том числе уголовная ответственность, потому что у нас есть такое понятие как «не оказание помощи» ст. 124 УК РФ, ст. 109, если в результате врачебной ошибки наступила смерть, ст. 118, когда есть тяжкие последствия. И если женщина в ходе какого-то опроса будет говорить о том, что это произошло, потому врач мне вовремя не поставил диагноз «аборт по медицинским показаниям», то виновными будут врачи на скамье подсудимых.

25.04.2016
  • Ирина Гриценко Ирина Гриценко

    адвокат

    Специалист в области медицинского права, представитель Общероссийской общественной организации «Лига защиты прав пациентов»

    Эксперт