Владимир Григорьев. Точка зрения.
Инициатива ограничить расчеты наличными деньгами может стать реальностью вне зависимоти от того, хочется нам этого или нет. А с точки зрения того, насколько это нужно, это отдельный разговор. Я работал многие годы в банковской системе и занимался внедрением и развитием систем пластиковых карт, сам активно много лет ими пользуюсь и считаю это очень эффективаным инструментом, и удобным и безопасным часто. Но идеи, которые мы сейчас обсуждаем, у меня вызывают достаточно сильно негативное отношение.
Первая реакция эмоциональная: всегда неприятно, когда вас лишают возможности выбора, платить вам наличными или безналичными. Не говоря уже о том, что людям старшего поколения это точно не очень удобно. Если говорить об аргументах более рациональных, прежде всего, далеко не все регионы России отличаются таким уровнем развития инфраструктуры, нужной для приема и обслуживания пластиковых карт, как Москва. Это означает, что потребуются дополнительные расходы и затраты на ее развитие со стороны банков и предприятий торговли и сервиса. Как мы знаем, поставщики товаров и услуг часто любят переносить свои затраты на конечного потребителя, то есть на нас с вами. Возможно, это приведет к росту цен на те товары и услуги, которые в обязательном порядке должны будут попасть в систему безналичных платежей с использованием пластиковых карт.
Следующий момент связан с тем, что нам часто указывают на опыт зарубежных стран. Конечно, объем безналичных платежей в Западной Европе намного больше, чем в России, но там надо сильно постараться, чтобы найти место, где у вас откажутся взять наличные деньги, не говоря уже о том, что представители таких почтенных профессий как врачи, особенно частнопрактикующие, нотариусы, ювелиры обычно предпочитают платежи именно в наличной форме.
С точки зрения эффекта для экономики, я понимаю государство, оно хочет сделать прозрачными, видимыми многие сферы экономической деятельности, которые сейчас недостаточно для него прозрачны. Но, с другой стороны, я думаю, что позитивный экономический эффект, если он даже и будет, то будет довольно незначительным. Мне кажется, было бы конструктивно сосредоточиться не на подобных проектах, а на проектах, которые позволят создавать новые рабочие места, которые позволят обеспечить население работой, и тогда вопрос с налогами станет намного более простым, чем сейчас.
Больше всего от оборота безналичных денег выигрывает государство. Безусловно, выигрывают банки, но не сразу, потому что нагрузка на них подрастет, и с точки зрения функционала, и с точки зрения расходов на расширение, потому что не все регионы России развиты в этом плане так как Москва. Вот, наверное, два основных участника, которые выигрывают, государство и банки.
«Закония» в соц. сетях